В этом году вместе с 25-летием тенге отмечалось 25-летие Казахстанской фондовой биржи. Между тем перспективы «юбиляра» выглядят достаточно туманно и из-за конкуренции с биржей МФЦА, ограниченной базы эмитентов и сохраняющегося отсутствия диверсификации в управлении средствами ЕНПФ. По мнению председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Елены Бахмутовой, ключевым вопросом для развития фондового рынка является нахождение совместимости между созданной первоклассной биржевой инфраструктурой и регулированием, а с другой стороны — с потребностями компаний реального сектора в фондировании. Опросы небольших компаний сектора показывают, что они не осведомлены о возможностях фондирования на KASE и часто просто не рассматривают это всерьез. По оценкам г-жи Бахмутовой, многие положения плана развития фондового рынка, который является свежим документом, принятым в начале этого года, пока выполнены достаточно формально, причем речь идет о пунктах плана, которые уже сняты с контроля. В качестве примера такового она привела гармонизацию регулирования между старым биржевым рынком и МФЦА. Несмотря на вроде бы состоявшееся выполнение планов, большинство институциональных инвесторов в лице казахстанских банков и страховых компаний не смогли принять участие в IPO «Казатомпрома». Запрет, однако, не распространялся на ЕНПФ, напротив, купивший более трети от размещенных акций национальной компании.Парад IPO
Председатель правления «Халык банка» Умут Шаяхметова оценивает состоявшееся размещение как запоздалое, но, безусловно, знаковое и способное повлиять на дальнейшее развитие событий в казахстанской экономике в целом. При этом у банка, который бы хотел поучаствовать в IPO, не было такой возможности. Председатель правления KASE Алина Алдамберген, комментируя для делового еженедельника «Капитал.kz» то, привело ли размещение «Казатомпрома» на бирже МФЦА-AIX к оттоку ликвидности с KASE и закрытию каких-либо позиций инвесторами, ответила отрицательно. Она обратила внимание именно на регуляторные ограничения для институционалов и то, что «они существуют не случайно». Одним из требований со стороны регулятора остается ликвидность приобретаемых банками и страховыми компаниями инструментов, а для обеспечения этого требования нужен действующий вторичный рынок, которого пока нет на AIX.
Дальнейшие планы правительства и «Самрук-Казыны» не оставляют сомнений в том, что роль главной площадки для размещения акций национальных компаний отводится МФЦА. По оценкам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, в следующем году туда планируется вывести пакеты «Казахтелекома» и «Эйр Астаны», затем «Казпочты» и «Самрук-Энерго», а в более отдаленной перспективе значатся IPO «КазМунайГаза» и КТЖ. При этом министр, выступая на биржевом форуме, не мог не затронуть тему взаимоотношений двух бирж, отметив, что их взаимодействие должно быть «выстроено на системном уровне» и площадки должны определенным образом поделить рынок.
Еще один участник Биржевого форума заместитель председателя Нацбанка Жанат Курманов обратил внимание на необходимость изучения опыта тех стран, где сосуществуют две биржи и происходит определенное разделение амплуа на условно международную и внутреннюю площадки.
При этом один из шансов в увеличении привлекательности фондирования на бирже, по оценкам г-на Сулейменова, в вероятном росте ставок по банковским кредитам вслед за повышением базовой ставки. Министр отметил также относительно невысокие объемы собственно рынка ценных бумаг на KASE в сравнении с оборотами биржи.
На Запад за длинными тенге
В то же время председатель правления БРК Болат Жамишев не уверен в том, что длина и цена тенгового фондирования будут улучшаться даже для его института. БРК провел два удачных размещения в тенге среди преимущественно иностранных инвесторов за последний год. По словам г-на Жамишева, одним из вопросов инвесторов в ходе размещений было то, почему БРК идет за привлечением тенге к ним, а не на внутренний рынок. Ответ звучал, что основной мотив — это уровень ставок, на которые было бы сложно рассчитывать, ориентируясь на инвесторскую базу KASE. Первое размещение произошло на уровне свыше 9% на три года, в ходе второго БРК удалось удлинить фондирование до пяти лет и снизить стоимость до 8,95% годовых. После этого банк считал, что это будет последнее обращение за тенге к иностранной инвесторской базе и в дальнейшем удастся фондироваться внутри страны. Оптимизм, однако, поубавился после размещения национального холдинга «КазАгро» под 9,5%, что заставляет задаваться вопросом, на каком ценовом уровне будут происходить следующие выпуски облигаций. Одной из проблем остается по-прежнему отсутствие диверсификации инвестиционных стратегий при управлении пенсионными средствами, поскольку «ЕНПФ как пылесос сгребает все».Даже решение о выделении 600 млрд тенге долгосрочной ликвидности для финансового сектора не вносит умиротворения, так как существует договоренность, что эти деньги будут размещаться по единой ставке без учета уровней рейтингов банков.
Глава БРК также согласен с предложением г-жи Бахмутовой о том, что избыточная ликвидность, существующая в квазигоссекторе, за счет которой происходил в предыдущие годы рост сомнительных активов некоторых банков второго эшелона, могла бы вкладываться в инструменты фондового рынка. У БРК традиционно есть большой казначейский портфель, который мог бы, при соответствующих условиях, размещаться на KASE.
Появление «международной и внутренней бирж», что все больше становится реальностью, вызывает ассоциации с моделью развития банковского сектора. Экспортеры и национальные компании даже в хорошие времена проявляли ограниченную заинтересованность в фондировании со стороны казахстанских банков. Их «поляной» оставалось кредитование МСБ и сектора недвижимости, что сказывается на доле проблемных активов в секторе до сих пор. В нынешней ситуации казахстанские банки уже не в состоянии эффективно размещать средства квазигосударственного сектора, находящиеся в них на депозитах.