Cостояние неопределенности, связанное с событиями на валютном рынке, затронуло и биржу. По оценкам заместителя председателя правления KASE Андрея Цалюка, одной из самых разумных поведенческих моделей в ситуации, когда нет понимания того, как будут развиваться дальнейшие события, возможно, наилучшим решением становится «не делать ничего». Влияние происходящего на валютном рынке на сегмент акций или нот выглядит скорее не прямым, а косвенным. По оценкам спикера, картина двухмесячной давности, когда нерезиденты активно выходили с казахстанского рынка, не похожа на то, что происходило в августе, что может означать, что выход уже практически завершен.
Пауза неизбежна
Что касается размещений корпоративных облигаций, то весьма вероятным выглядит сценарий длительной паузы или затишья, поскольку для инвесторов все более привлекательными становятся инструменты не просто с определенной тенговой доходностью, а привязанные к курсу доллара. Для эмитентов же, учитывая происходящее на валютном рынке, выпуск таких облигаций в настоящий момент выглядит чрезмерно рискованным. То, произойдет ли резкое увеличение доходности при размещении тенговых бумаг корпоративных эмитентов, зависит от ряда факторов. Главным выглядит то, каким будет уровень инфляции в годовом выражении и потребуется ли реализация возможности ужесточения денежно-кредитной политики.
В августе на бирже были размещены три выпуска облигаций. «Банк ЦентрКредит» привлек 3,1 млрд тенге, разместив семилетние бумаги под 12% годовых, компания «Фаэтон» заимствовала 603,9 млн тенге, разместив 7-летние облигации под 11% годовых, «Казахстанская ипотечная компания» разместила 10-летние бумаги под 9,65% годовых. По оценкам г-на Цалюка, эти размещения носили, однако, не слишком рыночный характер, поскольку бумаги приобретались в каждом случае 1−2 крупными инвесторами на основе предварительных договоренностей. В инвесторской базе не было физических лиц, и она была вообще крайне слабо диверсифицирована.
Минфин в августе сумел привлечь 161,1 млрд тенге, предложив четыре выпуска долгосрочных облигаций под 8,43−8,47%. Обращает на себя внимание то, что в ходе этого размещения не продолжился тренд на снижение доходностей, отмечавшийся в течение нескольких месяцев. Добиться этого в условиях рыночной волатильности было крайне сложно. Основными инвесторами в этом сегменте остаются банки.
Летнее «остывание» рынка акций
Одним из секторов денежного рынка, на котором отмечалось оживление, оказались валютные свопы. На фоне роста волатильности курса пары доллар/тенге здесь объем вырос на 19,5 % до 2,3 трлн тенге. Это выглядит неудивительным на росте спроса на тенговую ликвидность, привлекаемую в том числе под обеспечение в виде валютных активов.
Что касается остающегося ключевым для любой биржи рынка акций, то индекс KASE закрыл все три летних месяца в минусе. В последний раз данный показатель падал три месяца подряд в 2015 году. По итогам августа индекс KASE потерял 5,5%, по итогам трех летних месяцев снижение достигло 10,8%, после рекордного роста в 2016 и 2017 годах. Капитализация рынка акций KASE снизилась в августе на 4,8 %. Это, однако, не следствие ослабления тенге или оттока инвесторов. Основной причиной биржа считает обвал котировок акций Kaz Minerals PLC на 35,8% в августе уже не под влиянием снижения цен на медь, а восприятия инвесторами вхождения в крупный проект «Баимское» на территории РФ, а также исключения из официального списка простых акций «Казкоммерцбанка» и «Эксимбанка».
Очевидно, что до появления какой-либо определенности на валютном рынке трудно ждать активности на биржевом, поскольку «есть большая разница: жить при курсе тенге к доллару 380 и выше или при уровне в 340 тенге».