Хотя лето уже закончилось, горячая пора в Казахстане не заканчивается из-за событий на валютном рынке. Наверное, найдется немного людей, кто без интереса проходит мимо обменных пунктов и не читает биржевые новости. В информационном потоке касательно курса нацвалюты сложно не поддаться упадническим настроениям, но при ближнем рассмотрении ситуации становится ясно, что ничего страшного не происходит.
Учитывая открытость казахстанской экономики за счет членства в ВТО и ЕАЭС, между нашей страной и третьими государствами происходит свободный обмен товарами и услугами. Это означает, что нужно не только реагировать на изменения в экономиках стран-партнеров, но и стараться успокоить общественность, которой могут не понравиться подобные ответные действия.
Как заявлял председатель Национального банка РК Данияр Акишев, в общей доле импорта товаров и услуг в Казахстан 40% занимает Россия, и это создает давление на курс национальной валюты. Многие подвергают этот аргумент сомнению, но от него никуда не денешься. Летом 2015 года мы наблюдали ситуацию, когда из-за ослабления рубля к доллару местное население массово отправлялось в шоп-туры в Самару, Омск. В сети можно найти видеоролики о том, как в августе 2015 года вереница автомобилей с казахстанскими номерами выстроилась на таможенном посту в Западно-Казахстанской области. Российские таможенники просто не успевали пропускать желающих закупить дешевые российские товары по курсу 3 тенге за 1 рубль. Тогда наши бизнесмены-производители понесли серьезные убытки. Президент не оставил этот момент без внимания и публично высказался.
«Кто смог, тот понакупал в России дешевых товаров. Для потребителей это, возможно, и хорошо, но, с другой стороны, убытки терпел отечественный производитель. А с пустыми карманами вы теперь даже бросовые товары не будете брать», — сказал он во время встречи с предпринимателями.
На предприятиях, где работает миллион казахстанцев, только благодаря восстановлению их конкурентоспособности в сравнении с российскими производителями удастся сохранить рабочие места, заметил Нурсултан Назарбаев.
«Учитывая их семьи, речь идет уже о 3,5 миллиона человек. А если посчитать представителей малого и среднего бизнеса, то цифра возрастет еще больше», — сказал президент.
Можно было бы сейчас закачать на рынок валюту из запасов Национального банка и таким образом поддержать курс тенге. Но ослабевающий с каждым днем рубль опять привел бы к дисбалансу в экономиках России и Казахстана, отечественный бизнес начал бы страдать, и все равно произошла бы коррекция по паре «тенге-рубль» в сторону ослабевания нашей валюты. Тогда в чем были бы толк и польза для экономики от валютных интервенций Нацбанка? Пустые убытки, а такое уже было. Укрепление тенге в 2014—2015 годах обошлось стране в 28 млрд тенге, озвучил президент в августе 2015 года.
«Фактически получается, что сегодня банки второго уровня работают за счет государственных денег, держат у себя эти деньги, не кредитуют экономику в последнее время. И Национальный банк так работал: валюту, которая идет от Национального фонда, он палил, чтобы удержать курс. 10 млрд долларов сожгли только в этом году, а всего 28 млрд долларов за этот и за прошлый год. Спрашивается — для чего? Потому что держали курс», — заявил он на встрече с представителями бизнеса.
Фиксированный курс нацвалюты, как это было до августа 2015 года, еще более худший вариант, потому что означает бесконечные траты золотовалютных резервов Нацбанка все по тем же причинам: членство в ВТО, евразийская интеграция. Казахстан может безболезненно зафиксировать курс тенге, если так же поступят наши партнеры по ЕАЭС. Только кто на это пойдет?
Итак, ставить курс тенге впереди интересов экономики глупо. В качестве доказательства хочется привести аргументы, которые ранее озвучивал аналитик ВТБ Капитал Петр Гришин. Правительству, Нацбанку, бизнесу и частным лицам нужно перестать уделять столько внимания курсу тенге по отношению к доллару, сколько приковано к валютной паре в последние несколько лет в Казахстане, пояснял он. В первую очередь нужно следить за инфляцией, а курс нацвалюты следует полностью перестать контролировать.
«Правительство и Нацбанк должны сместить свое внимание с курса (тенге к доллару. — Ред.) на инфляцию и базовую ставку. Инфляционным таргетированием можно заниматься всерьез или не очень. Так вот, всерьез означает не трогать курс вообще», — сказал Петр Гришин.
Понятно, что, когда доллар дорожает, правительство и население начинают волноваться, и это приводит к массовой покупке валюты. Но в такие моменты нужно проявить стойкость и не пытаться с помощью интервенций удерживать его на какой-то определенной отметке. Тогда курс доллара сам органично пойдет вниз, пояснял эксперт.
«Когда макроэкономический анализ включает в себя пункт про курс тенге к доллару, это означает, что правительство не до конца верит в то, что инфляция может быть низкой. Конечно, контролировать инфляцию очень тяжело. Но это вполне возможно, главное, чтобы переориентироваться с неправильного направления — контроля курса тенге, неважно, о каком коридоре идет речь — на правильное, которое касается управления инфляцией. Нужно набраться решимости и пережить полное бездействие государства, как бы ни дорожал доллар в Казахстане», — подытожил российский аналитик.
Не стоит паниковать в нынешнем моменте, считает и генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев. По его мнению, вероятность того, что доллар достигнет отметки в 390−400 тенге, незначительна.
«Как правило, пессимистичные прогнозы о том, что курс достигнет 400 тенге, озвучивались и подогревались популистами, экспертами рынка Forex, которые заинтересованы в высокой волатильности курса доллара. Такие прогнозы не делали серьезные структуры, инвестиционные дома или банки. И поэтому к таким прогнозам мы бы не относились серьезно. Наши прогнозы по курсу доллара не менялись. Мы по-прежнему считаем, что американская валюта сильно переоценена. По нашим оценкам, доллар должен находиться в коридоре 345−350 тенге. А все, что выше, считаем эмоциями рынка», — сказал он в разговоре с Kapital.kz.
«Между тем те колебания курса, которые наблюдаются последние несколько дней, нельзя считать сильными», — добавил он.
Резюмировать все вышесказанное можно несколькими короткими тезисами. Нужно успокоиться. всем. Судя по всему, в обменных пунктах нет очередей за покупкой долларов. Все, кто мог купить валюту, уже сделали это. Курсовые всплески это нормально, и просто давайте подождем, что будет через месяц и тем более к декабрю, когда в преддверии новогодних праздников население начинает делать покупки в тенге. А фиксировать тенге на определенной отметки нам не по карману, да и неразумно это.