Нацбанк Казахстана проводит адекватную монетарную политику для обеспечения стабилизации цен и удержания инфляции в целевых коридорах. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сказал Вэй Сяоган, председатель правления АО «Торгово-промышленный Банк Китая в г. Алматы» («дочка» Торгово-промышленного банка Китая, ICBC — Industrial and Commercial Bank of China). Он также считает, что базовая ставка продолжит постепенное снижение.
— Что вы думаете о монетарной политике, проводимой Национальным Банком РК?
— Мы видим, что на текущий момент на финансовом рынке страны сохраняется избыточная ликвидность в тенге, которая частично изымается регулятором посредством выпуска нот с доходностью близкой к базовой ставке. Наличие данного инструмента безусловно является положительным моментом, так как это позволяет банковскому сектору генерировать процентную прибыль за меньший риск, в том числе без негативного воздействия на пруденциальные нормативы. По нашему мнению, Национальный Банк проводит адекватную монетарную политику в целях достижения своей приоритетной цели — обеспечения стабилизации цен и удержания инфляции в целевых коридорах. Поставленная задача — по удержанию инфляции — была достигнута в 2017 г., также она была выполнена по результатам 1-го полугодия 2018 г. в рамках нового целевого коридора от 5−7%. Несмотря на волатильность, возникшую по причине ввода антироссийских санкций в апреле текущего года на денежном и валютном рынках, регулятор продолжил политику по смягчению денежных условий, постепенно снижая базовую ставку с начала 2018 г. Мы ожидаем, что Национальный Банк продолжит поэтапное снижение процентной ставки, что в определенной степени будет способствовать увеличению объемов кредитования экономики страны банковским сектором.
— Как вы оцениваете режим свободно плавающего курса и его влияние на банковский сектор?
— Переход Казахстана к свободно плавающему курсу является в первую очередь необходимой мерой, предпринятой государством в целях недопущения негативных изменений в экспорте страны. На момент перехода к новому валютному режиму, для банковской системы страны основной проблемой являлось наличие существенной доли кредитов, выданных клиентам в иностранной валюте, что в определенной степени повлияло на способность валютных заемщиков обслуживать свой долг. Тем не менее государством были приняты меры по поддержке банковского сектора — выделение средств для ряда крупных банков, а также программа по рефинансированию ипотечных кредитов, что положительно отразилось на благосостоянии населения и позволило не допустить дефолт системообразующего банка и других крупных банков. По моему мнению, в рамках нового валютного режима одну из ключевых ролей в банковском секторе занимает адекватная система риск-менеджмента, способная адаптироваться под новые вызовы и не допустить существенного ухудшения финансового состояния финансового института.
— Какие среднесрочные прогнозы можете сделать по обменному курсу валюты в стране?
— Курс иностранной валюты в Казахстане формируется в режиме свободного плавания, и на него оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. По моему мнению, нынешний всплеск волатильности курса иностранной валюты был вызван в первую очередь психологическим и сезонным факторами и является кратковременным. Дело в том, что необходимо время для формирования мышления нового типа, который предполагает фокус населения на развитии страны и постепенном отходе от использования иностранных валют в оценке стоимости локальных активов. Среди внешних факторов на первый план вышли ухудшающиеся торговые отношения между крупнейшими мировыми игроками, и в этот конфликт вовлекается все больше стран. Другим внешним фактором с негативным, но более прогнозируемым эффектом является политика центрального банка США, направленная на ужесточение монетарных условий.
Я уверен, что накопленный правительством и Национальным банком успешный опыт по преодолению кризисных периодов в экономике за годы независимости республики, особенно в последние три года, позволит с достоинством ответить на те вызовы, которые были обозначены выше.
Казахстан является лидером региона по экономической мощи благодаря политической стабильности и сильным позициям в монетарной и фискальной сферах. Немаловажным положительным фактором является проводимая страной дальновидная политика в области международных отношений, что позволяет республике реализовать огромный потенциал по привлечению иностранных инвестиций, выступая открытым «мостом» между Европой и Азией. Об этом также свидетельствуют высокие рейтинги Казахстана от ведущих мировых агентств. ICBC стал первым китайским финансовым институтом, который поверил в перспективы развития Казахстана в далеком 1993 году, открыв свой первый дочерний банк на территории Евразии в городе Алматы. Благодаря сильным позициям республики в Центрально-Азиатском регионе, наш банк стал финансовым хабом группы ICBC в этом регионе.
Можно выделить три основных сценария формирования обменного курса иностранной валюты в среднесрочном периоде. Мне хотелось бы начать с благоприятного сценария, так как я представляю коммерческий банк и привык мыслить позитивно, учитывая наличие всех возможных ресурсов. Позитивный сценарий предполагает реализацию обширного потенциала страны по привлечению иностранных инвестиций, так как Казахстан обладает важным преимуществом политической и экономической стабильности, придерживается многовекторной политики в международных отношениях и является активным участником миротворческих процессов на глобальной арене. В этом же сценарии я вижу успешную трансформацию экономики и ее цифровизацию согласно планам Лидера нации. Скоординированные действия основных экспортеров нефти могут удержать цену на нефть в диапазоне 60−80 долларов за баррель. В таком случае, я думаю, что республика сможет использовать благоприятные условия на рынках экспортных товаров страны для успешной трансформации экономики.
Человечество накопило значительные знания об экономической истории и развитии торговых отношений, и если размышлять в позитивном ключе, то появляется надежда на нормализацию торговых отношений на глобальном уровне, так как все участники помнят катастрофические последствия изоляций в мировой торговле в виде войн и разрушений. В настоящее время мы видим ослабление отдельных сегментов экономики США и это может ограничить дальнейшее повышение процентных ставок по доллару США, что может снять риски оттока капитала с развивающихся рынков, что позитивно отразится на силе казахстанской валюты. Здесь также следует выделить реализацию потенциала неоцененности национальной валюты по индексу эффективного обменного курса, низкий уровень бюджетного дефицита и внушительный запас средств нефтяного фонда и международных резервов. В таком случае с высокой долей уверенности можно говорить о потенциальном росте национальной валюты в диапазон 290−330 тенге за 1 доллар США в среднесрочном периоде. Такой период уже наблюдался в 2002—2007 годах, когда тенге значительно укрепился.
При сохранении текущих факторов или вялотекущей динамики в дальнейшем развитии есть все основания полагать, что курс иностранной валюты будет сформирован в пределах 340−380 тенге за 1 доллар США. При ухудшении текущих условий и эскалации торговых конфликтов в среднесрочной перспективе возникнет вероятность определенного давления на национальную валюту и выхода курса за пределы диапазона, указанного в предыдущем сценарии. Вместе с тем я вижу, что в перспективе на ведущие роли в торговых отношениях выйдут валюты стран ближайших партнеров благодаря позитивному развитию добрососедских отношений в регионе, которые получили мощный импульс к дальнейшему укреплению на недавней встрече лидеров наших стран в Китае. Это снизит зависимость региона от влияния доллара США, что приведет к стабилизации локальных валютных рынков благодаря единому вектору экономического развития.