Нацбанк опубликовал в среду статистику, связанную с объемами продаж и покупок валюты населением по итогам июня. Одним из главных трендов месяца было ослабление тенге по отношению к доллару. На начало месяца средневзвешенный биржевой курс был 330,78 за доллар, на конец — 340,58. Ослабление тенге и российского рубля повлияло на валютные предпочтения розницы. Нетто-покупки долларов, впервые с февраля, превысили приобретения рублей — аналог 79,9 млрд тенге против 57,8 млрд. В мае интерес к рублю был существенно выше, чем к доллару — 61,7 млрд тенге против 32,8 млрд.
Июньские нетто-покупки долларов, при том что они далеки от летних пиков спроса на валюту, существовавших несколько лет назад, и даже январского максимума этого года, когда нетто-приобретения превысили 107 млрд тенге, выше, чем в последние несколько месяцев.
Алматы покупает доллары, Астана — продает
Картина выглядит весьма интересной с учетом очень сильной дифференциации, сохранившейся и в условиях ослабления к доллару. Значительная часть превышения его покупок над продажами пришлась на Алматы — свыше 31 млрд тенге. По приобретениям евро доля спроса Алматы еще больше: 10,5 млрд тенге из 20,6 млрд. При этом в Астане в июне доллары больше продавали, чем покупали. Нетто-продажи составили аналог 1,5 млрд тенге. Таким образом, и столица сохранилась в числе мест, где в июне рубль оказался по-прежнему востребованней у населения, чем доллар. Другими такими регионами, пусть и с крайне невысоким в большинстве случаев объемом покупок, остались Акмолинская, Актюбинская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северо- Казахстанская области, ВКО и ЗКО. Очевидно, спрос на рубли связан с поездками в Россию из этих регионов и покупками там товаров длительного пользования.
А в банках дедолларизация продолжается
О том, что долларуудалось внациональных масштабах переломить трендужев июне, очевидно, говорить крайне сложно, несмотря на продолжающееся ослабление валют развивающихсястран.
В банковской системе месяц и вовсе стал периодом довольно активной дедолларизации. Доля тенговых депозитов физических лиц выросла с 52,3 до 53,15%.Возможно, на ситуацию влияло происходящее на рынке движение по снижению ставок по вновь привлекаемым тенговым депозитам с июля. В отличие от мая, когда дедолларизировалась розница, но этого не происходило с депозитами небанковских юридических лиц, в июне доля таких тенговых депозитов выросла сразу более чем на процент — до 57,61%.
При этом крайне интересным вопросом остается то, будут ли депозиторы из розничного и корпоративных секторов каким-либо образом реагировать в случае медленного ослабления тенге, при утверждающейся уверенности, что в рамках свободного плавания не может быть слишком резких одномоментных курсовых скачков.