Как меняется банковское обслуживание малого и среднего бизнеса (МСБ) и на что стоит обратить внимание банкам при работе с этим сегментом бизнеса. О современных трендах «Капитал.kz» рассказал руководитель группы стратегического и операционного консультирования KPMG в Казахстане и ЦА Болат Мынбаев.
Правительство Казахстана поставило цель достичь доли МСБ в экономике на уровне 50% в ВВП к 2050 году. При этом надо понимать, что одной из ключевых проблем МСБ является доступ к финансированию, связанный в первую очередь с фундаментальными ограничениями, например, с недостаточной прозрачностью финансовой отчетности или слабой залоговой базой.
Как следствие, для банков работа с МСБ — это палка о двух концах. С одной стороны, имеется значительный потенциал роста, а с другой — это направление является весьма сложным с точки зрения наличия более высоких кредитных рисков, требуемых технологий, навыков и компетенций. В Казахстане банки играют ключевую роль в финансировании субъектов МСБ, и уровень их взаимодействия напрямую влияет на рост экономики страны.
Ключевые тенденции в кредитовании МСБ
Одной из тенденций можно назвать пересмотр банками структуры доходов при работе с сектором. Банки понимают, что в период стагнации или умеренного роста экономики наибольший упор в работе с МСБ необходимо делать на продажу комиссионных продуктов. Иными словами, банки относительно сокращают кредитование, которому сопутствуют кредитные риски, и увеличивают предложение транзакционных продуктов с нулевым или близким к нему уровнем риска. К таким продуктам относятся расчетно-кассовые операции, транзакции в онлайн-банке, зарплатные проекты, эквайринг, а также более сложные продукты, такие как кеш-пулинг или финансирование цепочки поставок.
Вторая тенденция — это предоставление пакетных предложений для бизнеса. Это особенно характерно для субъектов малого бизнеса. Удобство решения объясняется тем, что за определенную плату бизнес получает доступ к целому ряду банковских продуктов с определенной скидкой. Для банка это возможность увеличить количество продаж на одного клиента, долю кошелька и лояльность клиента.
Еще одной тенденцией является рост предложения нетрадиционных банковских продуктов наряду со стандартной линейкой. Например, мы видим, что многие банки в мире, и в том числе в странах СНГ, создают партнерские отношения с компаниями, предоставляющими консалтинговые, бухгалтерские, налоговые услуги для МСБ. По сути, банки предоставляют формат «одного окна» для клиентов, при котором у бизнеса имеется доступ к финансовым и нефинансовым продуктам. Банки выигрывают вдвойне: увеличивается предложение традиционных банковских продуктов и параллельно происходит рост институциональной зрелости МСБ за счет получения доступа к нефинансовым продуктам партнеров.
Также важной тенденцией является фокус на удобстве для клиентов. Например, банки предоставляют услуги для бизнеса по адресу их деятельности. К этому могут относиться услуги по получению справки и выписок по счетам без посещения офиса банка. Клиенты также могут направлять документы по удаленным каналам без необходимости присутствия в здании банка.
Нельзя не отметить тенденцию по росту кредитования МСБ финтех-компаниями и банками на основе диджитал-решений. Как ни парадоксально, но эта тенденция присуща больше развивающимся странам, например, ряд стран Африки показывает завидную динамику роста.
Как работают цифровые банки с МСБ за рубежом?
Например, в Германии работает Fidor Bank — полностью цифровой банк, отличительной особенностью которого является предоставление клиентам возможности принимать активное участие в деятельности банка. Так, обычные люди решают, какие продукты банк должен предоставлять, куда инвестировать и др. Клиенты — члены так называемого «Умного сообщества Fidor» — могут влиять на все аспекты бизнеса банка — от страхования до выпуска облигаций, кредитования и депозитов. Банк внедрил систему бонусов для членов сообщества, которые активно вовлекаются в работу банка, например, отвечают на вопросы по банковским услугам на различных социальных сетях. Клиенты сами решают, у кого получать кредит — у самого банка или у членов сообщества, а инвесторы могут разместить средства на депозите в самом банке либо вложить их напрямую в чей-либо инвестиционный проект.
Ярким примером успешного использования цифровых технологий в сфере оказания финансовых услуг для МСБ является компания Bitbond (Германия) — первая глобальная площадка, использующая технологии блокчейн для налаживания связей между кредитоспособными заемщиками МСБ и инвесторами. Услуги компании полностью переведены в онлайн и независимы от банков, а скоринг потенциальных заемщиков производится на основе больших данных, включая информацию с сайтов eBay, Amazon, Etsy, PayPal и др. Например, скоринговая модель может учитывать отзывы клиентов относительно уровня облуживания в ресторане или гостинице. А торговым компаниям, осуществляющим деятельность на eBay или Amazon, достаточно поделиться с платформой статистикой по транзакциям с контрагентами. Все это далее оцифровывается и используется для определения уровня риска по каждому отдельному заемщику и допустимому кредитному лимиту.
В целом сектор МСБ ассоциируется с высокой стоимостью кредитных рисков и повышенными операционными расходами. Однако это компенсируется более высокой маржинальностью, так как средние ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса выше, чем для крупных компаний. Диджитализация позволяет повышать маржинальность за счет снижения стоимости рисков и операционных расходов. То есть на основе больших данных банки и финтех-компании более эффективно определяют уровень кредитных рисков, а перевод клиентов МСБ из стационарных в удаленные каналы продаж позволяет банкам сокращать операционные затраты.
С чего начать диджитализацию банков в РК?
Переход на цифровизированные бизнес-модели банков — это игра на долгосрочную перспективу. Как бы банально это ни звучало, но этот процесс неминуем и является лишь вопросом времени. Переходная модель будет сопровождаться значительными капитальными затратами и дополнительными ресурсами. Однако те банки, которые первыми освоят это направление, будут также первыми получать дивиденды, при этом создав дополнительные барьеры входа для новых участников.
Мы видим, что на сегодня акционеры и руководства большинства банков в Казахстане больше озабочены ежедневным операционными вопросами, а инициативы по диджитализации отодвигаются на второй план. Для этого есть ряд объективных причин, но все же банкам необходимо более зрело подойти к этой возможности. Стоит начинать с малого, например, создать внутреннее подразделение, отвечающее за поиск технологических улучшений, что позволит держать руку на пульсе и видеть наперед возможности по диджитал-направлениям. В последующем банкам стоит пересмотреть свои бизнес-модели, в том числе ИТ-стратегии.