Первый раунд выкупа простых акций и глобальных депозитарных расписок (ГДР) компании РД КМГ позволил осуществить выкуп большинства этих бумаг, находящихся в свободном обращении. Было приобретено 72,6% ГДР и 78,2% акций от запланированных объемов. Впечатляющей выглядит разница в объеме средств, потраченных на выкуп ГДР, — $859 млн и акций — аналог $26,9 млн, отражающая объемы бумаг, торгующихся на лондонской LSE и KASE.
Акции РД КМГ тем не менее были одним из важнейших инструментов для биржи со значительным весом в ее представительском индексе акций. Они были исключены оттуда после того, как стала известна уже и дата предстоящего делистинга РД с двух бирж, который состоится 11 мая.
За принятие предложения о выкупе акций проголосовали 89,5% держателей акций, против — никто из миноритариев. Для делистинга необходимо 75% голосов, при этом доля материнской НК КМГ по состоянию на 1 января этого года составляла 63,9%. После падения нефтяных цен НК КМГ стала особенно настойчива в попытках осуществить обратный выкуп акций своей добывающей «дочки». Предыдущие предложения на значительно более низких уровнях стоимости барреля нефти делались, исходя из цены сначала в 7, затем в 9 долларов за ГДР, что вызывало негативную реакцию миноритариев и демарши независимых неисполнительных директоров, представлявших их интересы. В итоге предложение выросло до $14 за ГДР и $84 за простую акцию, и это уже не вызывает никаких возражений.
В индексе Казахстанской фондовой биржи, несмотря на то, что речь идет о нефтяной стране, больше не осталось ни одного инструмента, представляющего нефтедобывающий сектор и непосредственно связанного с ростом цен на нефть.
Акции «КазТрансОйла» нельзя считать полноценной «нефтяной» бумагой, скорей защитным активом в ситуациях падения цен на нефть. Возможно, казахстанский фондовый рынок сможет отыграть эти утраты, если в обозримой перспективе состоится обещанное размещение НК КМГ с листингом на площадке МФЦА.
Непреодолимый конфликт мотиваций
Происходящий делистинг выглядит почти судьбоносным не только для фондового рынка, но и для движения к большей либерализации или, наоборот, усилению госрегулирования на внутреннем рынке нефтепродуктов. Модель корпоративного управления РД КМГ, лондонский листинг и институт независимых директоров делали компанию не безропотной частью нефтяной вертикали.
Существование такого игрока постоянно подталкивало внутренний рынок нефтепродуктов к большей либерализации, поскольку материнская компания не могла в приказном порядке обеспечить необходимые поставки нефти на НПЗ. В моменты кризисов альтернативой становилась, по существу, закупка дорогих российских нефтепродуктов и продажа их с нулевой маржой или даже в убыток по ценам внутреннего казахстанского рынка.
В последнее время РД КМГ удалось добиться увеличения доли нефти, отправляемой на экспорт, а также с апреля 2016 года возможности поставлять нефть на внутренний рынок на условиях процессинга, затем самостоятельно реализуя бензин и другие нефтепродукты.
По итогам 2017 года добывающие активы РД КМГ на западе страны реализовали 8,2 млн тонн нефти, из которых 69% было отправлено на экспорт. Годом ранее эта доля составляла 59%. Добыча в части СП с участием РД КМГ в Кумкольском регионе снижалась, и в результате из добытых там и принадлежащих РД КМГ 3,4 млн тонн на экспорт было отправлено 42% против 50% в 2016 году.
После делистинга у материнской компании будет, вероятно, серьезное искушение избавиться от головной боли за внутренний рынок, увеличив долю поставок РД КМГ, и уйти от необходимости повышать привлекательность внутреннего рынка для поставок нефти и делать его более маржинальным, несмотря на определенные социальные издержки.
Практически дальнейшее развитие событий может приводить к серьезному конфликту мотиваций. Очевидно, НК КМГ может быть привлекательной для миноритарных акционеров в случае уверенности с их стороны, что менеджмент руководствуется коммерческими соображениями и не несет на себе груз чрезмерных обязательств, связанных с квазигосударственным статусом.
То же строительство четвертого НПЗ может осуществляться либо с прицелом на окупаемость на либерализуемый рынок нефтепродуктов, либо по тем же лекалам, по каким происходила технологическая модернизация предыдущих трех за счет инвестиций материнской компании и роста ее долговой нагрузки.
Конфликт мотиваций может возникать и у отраслевого руководства, и у менеджмента НК КМГ, поскольку, будучи явно рыночниками по внутренним убеждениям, топ-управленцы вынуждены будут либерализовывать рынки с очень большой оглядкой на обстоятельства и с рычагом в виде появляющихся стопроцентно государственных активов без оглядки на требовательных миноритариев.