USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.26$
+0.070
BTC
63968.80$
-137.200

Когда цифровой разум заменит сотрудников банков?

Топ-менеджеры казахстанских БВУ поделились с ЕБРР своими ожиданиями

Share
Share
Share
Tweet
Share
Когда цифровой разум заменит сотрудников банков?- Kapital.kz

Цифровизация финансовой системы — необратимый процесс. Однако не стоит рассчитывать, что в Казахстане он вот-вот развернется в полную силу. Таково единое мнение отечественных и иностранных банкиров, которое они выразили во время презентации Региональной программы малого бизнеса ЕБРР (RSBP) в Центральной Азии. Слишком специфичен местный финансовый рынок.

Диджитализация — это не панацея. Она всегда была и останется прикладной наукой, как физика или математика, которая помогает людям зарабатывать больше денег, считает директор департамента финансовых институтов ЕБРР в России и странах Кавказа, Средней Азии и Монголии Георгий Орлов.

«Пока, скорее всего, цифровые технологии не смогут заменить людей, работающих в финансовых организациях. Человеческая мысль всегда будет на один шаг впереди, и IT-системы следуют в ее фарватере, чтоб помочь осуществить идею, которая родилась вчера. Чтобы полностью перейти на программы, которые могли бы предлагать банковские продукты без участия человека, без филиалов банков, они должны быть абсолютно надежными», — пояснил он.

2b91497d8a42252480922a2af84.JPG

А программы дают сбой даже в самых развитых странах, добавил Георгий Орлов и рассказал историю о своем знакомом, который живет в Великобритании. Решив открыть в отделении одного из британских банков счет для своего сына, ставшего совершеннолетним, он узнал, что для этого необходимо зайти на сайт банка и заполнить размещенную анкету. Помимо того, что нужно указать все необходимые данные, требовалось приложить копию паспорта и в течение двух дней банк открывает счет, высылает клиенту дебетовую карту и все необходимые документы.

«Мой знакомый вместе с сыном стал выполнять все указанные на сайте инструкции, а система взяла и закрылась. Данные ушли, но система не сработала. И пришлось ждать два дня, чтобы понять, получилось ли открыть счет. Хотя вроде бы западный банк, продвинутые технологии», — добавил Георгий Орлов.

Для любого финансового института внедрение цифровых технологий — очевидная необходимость. Издержки у банков сокращаются, а сервис становится быстрее и качественнее, таким образом, банк отвоевывает долю рынка у своих конкурентов, считает председатель правления АО «Банк Астаны» Искендер Майлибаев.

Тем не менее на рынке есть два диаметрально противоположных мнения, добавил он. Первое — банковский бизнес можно делать без людей и без физических отделений банков. Второе — нужно работать по старинке.

«В мире есть ряд банков, которые функционируют без отделений и предоставляют все услуги онлайн. Но они оказывают только розничные услуги, а значит, не привлекают депозиты, фондируясь за счет привлеченного на рынке капитала. Мы для себя выбрали промежуточный вариант, но с уклоном на уход в цифровизацию в будущем», — сказал спикер.

Так как Банк Астаны не хочет ограничиваться розницей и видит точки роста в обслуживании МСБ, то при максимальном использовании цифровых технологий он открыл банковские отделения. Население не привыкло приносить деньги в банк, если он физически не присутствует на рынке, пояснил Искендер Майлибаев. Однако количество отделений и сотрудников сведено к минимуму, добавил он.

875f0b651c9a2336b28321dee52.JPG

«На сегодняшний день активы Банка Астаны составляют 1,1 млрд долларов, количество персонала — всего 500 человек. Когда наши активы составляли 120−130 млн долларов, в банке работало 350 человек. То есть прирост персонала составил всего лишь 30%. Сейчас у нас 10 филиалов со средним количеством людей в каждом 12−14 человек. У банков, работающих по классической системе, в среднем в филиале 25−30 человек», — пояснил спикер.

Из выпущенных 700 тысяч карт 70% было выдано через онлайн-каналы, а не с помощью отделений банков, добавил Искендер Майлибаев.

На данном этапе развития банковской системы в Казахстане невозможно отказаться от физического присутствия банков, еще раз заметил он. Если искусственный интеллект разовьется настолько, что сможет принимать качественные решения по кредитам в размере до 10 тысяч долларов, то спустя 5−10 лет этот процесс в банках можно автоматизировать. Но договоры свыше 10 тысяч долларов все равно должен будет рассматривать кредитный комитет, заключил глава Банка Астаны.

С тем, что IT-системы еще не скоро заменят людей в банках, согласен и директор департамента корпоративных финансов АО «Банк ЦентрКредит» Мурат Нургазин. Это точно не произойдет в ближайшие 5−10 лет. Цифровизация в первую очередь должна коснуться прозрачности отчетов, считает он.

«Как бы мы ни были оцифрованы, если данные некорректные, то систему никак не создашь. Система — это компьютер с калькулятором, куда вводятся данные и на их основе принимаются решения», — сказал Нургазин.

Кроме того, необходимо ввести рейтингование юридических и физических лиц, на основе которого банки могли бы создавать свои IT-системы, позволяющие оперативно принимать решения, добавил банкир. В первую очередь оцифровывать нужно систему денежных переводов и расчетно-кассовое обслуживание, то есть то, что не требует предоставления финансовой отчетности, подытожил Мурат Нургазин.

В контексте обсуждения темы цифровизации финансового сектора участники встречи обсудили темпы кредитования микро- и малого бизнеса. По оценке Всемирного банка, объем выданных им кредитов в Казахстане составляет 4,5 млрд долларов, а неудовлетворенная потребность в финансовых ресурсах составляет еще 47 млрд долларов, озвучил старший банкир ЕБРР Николас Друде.

«Как уменьшить этот разрыв?» — поинтересовался он у собравшихся банкиров.

«Отечественные банки предпочитают иметь крупных клиентов, им неинтересно работать с индивидуальными предпринимателями», — ответил за них заместитель председателя правления фонда развития предпринимательства «Даму» Нурлан Акшанов.

bfd3eaac4cc7d0614ce5974bcce.JPG

«Но хорошая новость в том, что, хотя кредитование МСБ у банков остается на невысоком уровне, у микрофинансовых организаций оно растет», — добавил он.

Для того чтобы хоть немного улучшить сложившуюся ситуацию, ЕБРР запустил Региональную программу малого бизнеса (RSBP) в Центральной Азии, заявил Николас Друде. Срок действия составит 4 года, донором станет Европейский союз.

RSBP рассчитана на сотрудников фининститутов, обучение будет проходить в очной и заочной форме. Во время тренингов ЕБРР поделится мировым опытом в сфере кредитования малого бизнеса.

По словам менеджера программы RSBP Марги Шек, партнером ЕБРР в этом проекте стал фонд «Даму». Через его инфраструктуру банк будет проводить онлайн-обучение и в регионах. Образовательная платформа уже запущена, и с ее помощью уже можно провести тренинг по анализу кредитоспособности малого бизнеса.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.