В настоящее время казахстанская экономика получает финансирование по двум основным каналам: по линии бюджетных программ и институтов развития; через банки второго уровня. Однако финансовый кризис показал, что надо диверсифицировать эти каналы. Речь идет о механизмах фондового рынка, а именно через рынок корпоративных облигаций. О долгосрочном кредитовании бизнеса и развитии фондового рынка подробно написал Управляющий директор АО «Рейтинговое Агенство Регионального Финансового Центра города Алматы» Жангали Дадебаев.
Долгосрочное кредитование бизнеса и развитие фондового рынка
В ежегодных Посланиях и выступлениях Главы государства Н.А. Назарбаева, развивающих идеи Стратегии развития «Казахстан-2050», неоднократно подчеркивалось необходимость обеспечения доступного фондирования экономики, активизации отечественного фондового рынка. В условиях глубоких и стремительных технологических, экономических и социальных изменений, характерных для нашей эпохи, «перезагрузка» финансового сектора становится особенно актуальной.
Представляется, что задачи, поставленные Главой государства в Послании народу Казахстана в 2017 году в рамках «Третьего приоритета» (макроэкономическая стабильность), в том числе ключевая задача по восстановлению стимулирующей роли денежно-кредитной политики, а также обеспечение доступного средне- и долгосрочного фондирования экономики в тенге, стимулирование выхода бизнеса из «тени», могут быть решены через диверсификацию каналов фондирования экономики, а именно через развитие фондового рынка. Таким образом, решение задачи по дальнейшему развитию фондового рынка, указанного в Послании Президента, является ключом к решению остальных задач, определенных в рамках макроэкономической стабильности.
Обеспечение долгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики, и дальнейшее развитие фондового рынка определены в Послании Президента народу Казахстана от 10 января 2018 года как основные задачи «перезагрузки» финансового сектора. Реализация данных задач фокусирует в себе жизненно важные вопросы и обретает первостепенную значимость в условиях четвертой промышленной революции.
В развитых странах фондирование экономики происходит по основным двум каналам — через банки и фондовый рынок. Важной частью фондового рынка является рынок облигаций, который играет главную роль в обеспечении экономики доступным долгосрочным финансированием. Рынок облигаций, в свою очередь, подразделяются на рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) и рынок корпоративных облигаций. Рынок корпоративных облигаций служит эффективным инструментом диверсификации каналов фондирования экономики.
Центральные Банки (ЦБ), осуществляя операции на рынке облигаций (open market operations), проводят свои денежно-кредитные политики. Операции на открытом рынке, как и краткосрочные ставки, являются одним из инструментов ЦБ по стимулированию экономики. Ситуация на рынке облигаций оказывает непосредственное влияние как на рынок акций, так и на валютный рынок.
При кризисных явлениях рынок облигаций помогает оперативно и эффективно реализовывать антикризисные меры государства. Экономическая эффективность осуществления подобных мер заключается в достижении фондирования экономики по ставкам и срокам, определяемых денежно-кредитной политикой ЦБ. Развитой фондовый рынок, в котором фондирование субъектов экономики стабильно осуществляется через рынок корпоративных облигаций, является одним из основных показателей устойчивости экономики и сбалансированности финансовой системы.
Важность развитого рынка корпоративных облигаций для экономики четко проявилась во время Азиатского финансового кризиса 1997−1998 годов. Экономики азиатских стран зависели от краткосрочных займов в иностранной валюте для кредитования долгосрочных инвестиционных проектов на национальных рынках. Закрытие каналов внешнего фондирования приводили к двойному несоответствию (double mismatch) — обязательств в иностранной валюте и сроков погашения выданных займов в национальных валютах (currency and maturity mismatches). Резкие падения курсов национальных валют являлись серьезными вызовами по обеспечению деловой активности и стабильности финансовых систем стран региона АСЕАН. Исследователи Института Общественной политики 21 века (The 21st Century Public Policy Institute) отметили, что ситуация в экономиках стран региона осложнялась отсутствием четкого регулирования и надзора за банковским сектором, балансы банков были неустойчивыми в связи с имевшим место практикой необоснованного кредитования. Исследователи названного Института также установили, что политики и участники рынка на фоне слабой банковской системы пришли к осознанию необходимости строительства более сбалансированной финансовой системы через развитие рынка долгосрочных корпоративных облигаций в национальных валютах. Таким образом, планировалось перенаправить активы пенсионных, страховых фондов и других институциональных инвесторов в долгосрочные корпоративные облигации в национальных валютах. Они пришли к убеждению, что такой механизм перераспределения активов решит проблему «двойного несоответствия» и защитит их финансовые системы от чрезмерной зависимости от банков. Практика показала, что они были правы.
В настоящее время в Казахстане имеется два основных канала финансирования экономики: а) по линии бюджетных программ и институтов развития; б) через банки второго уровня (БВУ).
Стоимость фондирования в зависимости от канала существенно различаются. Известно, что стоимость кредитования экономики через государственные программы ниже стоимости кредитов БВУ. По объемам и масштабам кредитования банковское фондирование экономики доминирует. БВУ кредитуют экономику с маржей от привлеченных депозитов, поэтому банковские кредиты экономике являются дорогими и не долгосрочными. В таких условиях влияние денежно-кредитной политики государства на стоимость средне- и долгосрочного фондирования экономики сужается. «Удлинение» депозитной базы БВУ скорее всего не расширит масштабы долгосрочного фондирования экономики. В случае обеспечения привлекательности долгосрочных депозитов высокими ставками стоимость фондирования экономики вряд ли может быть охарактеризована как доступная,
В последние годы Правительство, используя банковский канал, продвигает недорогое финансирование экономики. Однако, эффективность БВУ в долгосрочном кредитовании экономики не наблюдается. Более того государство и квазигосударственные структуры сами стали кредитором последней инстанции и «спасителем» банковского сектора экономики страны. Кризисы 2007−2010 годов и текущий кризис показывают на необходимость диверсификации не только экономики, но и каналов фондирования экономики.
Банковский канал фондирования экономики не является публичным и транспарентным. Банковский кризис также показал низкое качество управления банками кредитных рисков портфелей. Только отдельные банки второго уровня продемонстрировали положительные результаты устойчивости и развития. Однако опыт преодоления финансового кризиса странами АСЕАН свидетельствует, что оздоровление банковской системы не устранит риски дисбаланса финансовой системы страны. Сбалансируют финансовую систему страны диверсификация и расширение каналов фондирования экономики через механизмы фондового рынка, а именно через рынок корпоративных облигаций. К тому же, развитой рынок корпоративных облигаций сформируют пространство для расширения влияния (канала процентных ставок трансмиссионного механизма) денежно-кредитной политики государства.
Аккумуляция огромных активов на счетах казахстанских институциональных инвесторов создают реальные возможности для обеспечения экономики доступными долгосрочными финансовыми ресурсами. Однако в сложившейся ситуации каналы распределения данных активов экономике, мониторинг эффективности освоения данных активов нуждаются в расширении и диверсификации.
В настоящее время долговая часть (рынок облигаций) фондового рынка не ликвидна. Механизмы распределения ресурсов отечественных институциональных (государственных и квази-государственных) инвесторов через фондовую биржу полностью не используются. Анализ правил инвестирования казахстанских институциональных инвесторов показывает, что инвестирование их активов в ценные бумаги на фондовом рынке зависит от наличия у эмитентов кредитных рейтингов международных рейтинговых агентств. Как известно, услуги международных рейтинговых агентств для субъектов малого и среднего бизнеса являются достаточно дорогостоящими и не все компании готовы нести такие расходы. Считается, что присвоение кредитных рейтингов международными рейтинговыми агентствами по национальной шкале могут удешевить стоимость их услуг.
Однако, методология и процедуры присвоения кредитных рейтингов международными рейтинговыми агентствами, могут быть, в отдельных случаях, не совсем понятными для инвесторов и эмитентов. Например, во время кризиса 2007−2010 годов международные рейтинговые агентства (большая тройка) понижали кредитные рейтинги казахстанских банков и компаний. Наряду с проблемными банками и компаниями происходили снижения кредитных рейтингов устойчивых банков и компаний. На международных рынках цены и ликвидность облигаций устойчивых казахстанских компаний упали. По поручению Главы государства, была проведена большая и кропотливая работа с международными рейтинговыми агентствами по данному вопросу. По-видимому, причина снижения кредитных рейтингов успешных казахстанских компаний заключалась в особенностях методологий, применяемых «большой тройкой». Действия главных международных рейтинговых агентств вызывали серьезные вопросы и во время ипотечного кризиса в США. На международных рынках ликвидность и высокие цены дефолтныx облигации обеспечивались инвестиционными рейтингами этих агентств. Об этом Lenta.Ru информирует следующим образом: «Представители американской прокуратуры, в свою очередь, заявили, что агентство подвергалось влиянию своих могущественных клиентов из инвестиционных банков, которые и выпускали переоцененные мусорные бумаги».
Присвоение инвестиционных рейтингов дефолтным облигациям, затем неожиданное банкротство ипотечных компаний и Lehman Brothers нанесли ущерб многим инвесторам. Международным рейтинговым агентствам грозили судебные преследования и многомиллиардные штрафы. Вопросы удалось решить в порядке досудебного урегулирования. Согласно информации, опубликованной в известном британском интернет-издании «The Independent» в начале февраля 2015 года S&P согласилось выплатить штраф в размере 1,4 млрд. долларов США. Другая британская газета «The Guardian» писала, что в начале января 2017 года стало известно о согласии Moody’s выплатить штраф в размере 864 млн. долларов США.
Изложенное свидетельствует, что использование кредитных рейтингов международных агентств на внутреннем рынке могут заключать в себе не контролируемые риски. Например, для нивелирования таких рисков на своих национальных рынках Европейская комиссия по ценным бумагам и финансовым рынкам (ESMA) установила правила, которые предусматривают наличие акционерной доли в капитале рейтинговых агентств не более 5% у каждого акционера. Созданное в 2015 году по решению Банка России крупное российское рейтинговое агентство — «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство» изначально создавалось с такими же ограничениями по владению акционерным капиталом. Данным рейтинговым агентством владеют 27 российских компании и финансовых институтов с долями 3,7% у каждого. Такое ограничение структуры капитала обеспечивает адекватное функционирование рейтинговых агентств, повышает доверие не только самому рейтинговому агентству, но и участников рынка к контрпартнеру — друг другу.
Несомненно, что использование кредитных рейтинговых оценок своих национальных рейтинговых агентств имеет важное значение и на казахстанском фондовом рынке. В наших условиях выходом из сложившейся ситуации видится активизация развития национальных рейтинговых систем. Рейтинговые оценки являются одним из основных инструментов обеспечения ликвидности корпоративных облигаций на фондовом рынке и непосредственно влияют на стоимость фондирования эмитентов. В условиях отсутствия или невостребованности рейтинговых оценок национальных рейтинговых агентств отечественный фондовый рынок остается без инструментов контроля риска, обеспечения ликвидности корпоративных облигаций. Соответственно, без инструментов контроля риска институциональные инвесторы не имеют возможности инвестирировать свои активы, а бизнес без инструментов обеспечения ликвидности не видит смысла эмитировать свои корпоративные облигации на отечественном фондовом рынке.
В то же время нельзя отрицать, что опыт и наработки международных рейтинговых агентств целесообразно использовать путем привлечения их в капитал национальных рейтинговых агентств. Такой практики придерживаются многие национальные рейтинговые агентства государств АСЕАН. В акционерном капитале некоторых национальных рейтинговых агентств стран АСЕАН одновременно участвуют несколько международных рейтинговых агентств.
Как правило, кредитные рейтинги используются инвесторами для определения степени риска до инвестирования в ценную бумагу. Степень риска компаний оцениваются рейтинговыми агентствами, которые присваивают рейтинговые оценки эмитентам ценных бумаг путем анализа отрасли, бизнеса, финансов, менеджмента компании. В результате дается оценка соответствующих параметров анализа и образуется кредитный рейтинг компании. Кредитные рейтинги, как продукт рейтинговых агентств, помимо оценки степени риска эмитентов, выполняют несколько других важных функций на финансовых рынках:
1) как было отмечено ранее, кредитные рейтинги непосредственно влияют на ликвидность корпоративных ценных бумаг, находящихся в обращении на фондовом рынке. Ликвидность корпоративных ценных бумаг на фондовом рынке достигается и обеспечивается путем присвоения им кредитных рейтингов и включения данных рейтингов в правила инвестирования институциональных инвесторов. Корпоративные ценные бумаги, имеющие инвестиционные кредитные рейтинги и входящие в эталонный портфель, торгуются, как правило, с минимальными (бид-аск) спрэдами. Чем выше рейтинг, тем ниже спрэды;
2) институциональные инвесторы относятся к стратегическому, долгосрочному классу инвесторов, которые используют индексный метод управления активами. Инвестиционные портфели имеют основные показатели рисков, такие как дюрация (средневзвешенный срок потока платежей) и кредитный рейтинг портфеля. Кредитные рейтинги являются неотъемлемым инструментом контроля и оценки рисков эталонных портфелей, следовательно, в обязательном порядке используются в разработке эталонных портфелей;
3) выступают инструментами пруденциального регулирования на национальных финансовых рынках. Выполняют функцию определения рисков и качества портфелей коммерческих банков, инвестиционных и страховых компаний. Наличие облигаций с высокими инвестиционными рейтингами в портфелях коммерческих банков, инвестиционных и страховых компаний позволяют учитывать их при нормативных требованиях по достаточности капитала и ликвидности. Использование рейтинговых оценок национальных рейтинговых агентств при пруденциальном регулировании положительно повлияют на решения БВУ больше инвестировать в ценные бумаги казахстанских компаний, в то время как использование рейтингов «большой тройки» будут стимулировать их покупать ценные бумаги иностранных эмитентов или ограниченного количества казахстанских эмитентов;
4) используются ЦБ для определения кредитных рисков залогового обеспечения при операциях на открытом рынке;
5) на фондовом рынке обеспечивают структурирование стоимости фондирования корпоративных эмитентов ценных бумаг в зависимости от уровня кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги могут выполнять важную вспомогательную функцию при осуществлении государством денежно-кредитной политики, как это делается в развитых странах.
На развитых рынках ЦБ эффективно управляют стоимостью фондирования экономики, используя соответствующие инструменты и механизмы денежно-кредитной политики. В кризисных ситуациях, когда действия участников рынка (институциональные и частные инвесторы) не соответствуют монетарным целям ЦБ, последние, покупая или продавая государственные и/или корпоративные облигации в определенном секторе, влияют на формирование кривой доходности, следовательно, на стоимость фондирования экономики.
Например, ФРС США во время ипотечного кризиса через покупку ГЦБ, ценных бумаг, обеспеченных ипотекой (MBS) и активами (ABS), оказывала влияние на снижение ставок в средне- и долгосрочном секторах кривой доходности (политика количественного смягчения). Стоит отметить, что на формирование рыночных ставок в долгосрочном секторе кривой доходности большое влияние оказывает доходность 10 летних казначейских облигаций (ГЦБ) США. Руководство ФРС в дальнейшем заявило, что для борьбы с кризисом может возникнуть необходимость применения других инструментов, которые будут включать покупку акций и корпоративных облигаций.
На краткосрочном секторе кривой доходности фондирование экономики регулируется через ставку фондирования ФРС и ставки по операциям однодневного обратного репо. Последние ставки непосредственно влияют на краткосрочные ставки межбанковского заимствования LIBOR. По ставке LIBOR обычно заимствуются банки с кредитными рейтингами высокого инвестиционного уровня от АА (-) и выше.
В марте 2016 года ЕЦБ в рамках мер по оздоровлению экономики в дополнение к Программе по покупке ГЦБ (the Public Sector Purchase Programme, PSPP) объявил о начале Программы по покупке корпоративных облигаций (the Corporate Sector Purchase Programme, CSPP). В рамках Программы планируется покупать корпоративные облигации со сроками погашения от 6 месяцев до 31 года, с минимальными инвестиционными кредитными рейтингами от ВВВ (-).
Таким способом, ФРС и ЕЦБ могут контролировать всю кривую доходности ГЦБ, ипотечных и корпоративных облигаций, соответственно более эффективно влиять на стоимость фондирования экономики.
Кривая доходности ГЦБ традиционно служит основным инструментом ЦБ для управления стоимостью средне- и долгосрочного фондирования экономики.
Инвесторы, ориентируясь на ставку ЦБ и на кривую доходности ГЦБ, осуществляют свои инвестиции в различные по срокам погашения и кредитным рискам облигаций корпоративных эмитентов и устанавливают эталонные портфели. Корпоративные эмитенты, в свою очередь, также ориентируются на кривую доходности ГЦБ при выпуске своих облигаций.
Например, недавний выпуск Банком Развития Казахстана 3-х летних облигаций с доходностью 9,68% годовых соответствует доходностям ГЦБ в 3-х летнем секторе кривой доходности (ноябрь 2017 г., График 1).
Такое ценообразование облигаций является открытым, понятным для международных инвесторов и соответствующим международной рыночной практике.
Инвертированная кривая доходности казахстанских ГЦБ показывает на определенные риски при обеспечении экономики долгосрочным и доступным фондированием. Известно, что высокие ставки на краткосрочном секторе кривой доходности стимулируют БВУ вкладываться в краткосрочные без рисковые ГЦБ, а не кредитовать реальный сектор экономики. Дальнейший рост доходности в средне- и долгосрочном секторах кривой доходности приведут к удорожанию фондирования как для государственного бюджета, так и для бизнеса. В этой связи, можно предположить, что меры, направленные на сдерживание инфляции, обеспечение привлекательности национальной валюты (дедолларизации) путем повышения краткосрочных процентных ставок, достигнут своих целей, ставки будут в дальнейшем снижаться для сохранения деловой активности, обеспечения экономики долгосрочными и доступными деньгами в национальной валюте наряду с предоставлением «новых» привлекательных финансовых инструментов в национальной валюте.
В Казахстане на данный момент сформирована кривая доходности только ГЦБ, которая служит бенчмарком для корпоративных эмитентов. Планомерность, предсказуемость и регулярность выпуска казахстанских ГЦБ являются важным фактором поддержания эталонной кривой доходности. Уместно отметить, что Правительства Гонконга и Сингапура, несмотря на профициты бюджетов, активно выпускали ГЦБ для поддержания эталонной кривой доходности.
Однако, для управления стоимостью средне- и долгосрочного фондирования экономики во время кризиса важно наличие кривой доходности корпоративных облигаций с различными уровнями кредитных рисков.
На развитых финансовых рынках кривая доходности корпоративных эмитентов, сформированная на основе кривой доходности ГЦБ, позволяет ЦБ эффективно влиять на стоимость фондирования экономики. ЦБ, покупая или продавая ГЦБ и корпоративные облигаций, могут также влиять на ликвидность рынка, на расширение или сужение спрэдов доходности эмитентов с различными уровнями кредитных рейтингов относительно ГЦБ, формируя кривую доходности в нужном направлении.
Задачу формирования кривой доходности казахстанских корпоративных эмитентов поможет решить создание эталонных (индекс) портфелей корпоративных облигаций. В дальнейшем доходности корпоративных облигаций в зависимости от кредитного рейтинга могут формироваться на основе главного бенчмарка — кривой доходности ГЦБ.
Эталонные портфели отражают стратегические интересы институциональных инвесторов, служат мерой при оценке доходности управления активами (индексное/пассивное управление активами). В качестве эталонного портфеля могут использоваться индексы, разработанные и отслеживаемые ведущими казахстанскими финансовыми компаниями, либо институтами. Условно их можно разделить по следующим характеристикам:
Таблица 1. Основные показатели эталонных портфелей
На основе предложенных эталонных портфелей появится возможность структурирования кривой доходности корпоративных облигаций с различными уровнями кредитных рейтингов.
Кривая доходности корпоративных облигаций на основе кривой доходности ГЦБ поможет эффективно регулировать (контролировать) и структурировать стоимость фондирования экономики. Операций на открытом рынке с ГЦБ и корпоративными ценными бумагами могут влиять на формирование кривой доходности на средне- и долгосрочном секторах, и соответственно обеспечивать доступное и долгосрочное фондирование экономики в национальной валюте. Таким образом, будут созданы условия для более эффективного функционирования канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, которому отводится важная роль в режиме инфляционного таргетирования. При этом ключевым фактором в эффективном функционировании рынка корпоративных облигаций и канала процентных ставок служат рейтинговые оценки национальных рейтинговых агентств. Соответственно, чем больше будет рост рынка корпоративных облигаций, тем больше будет расширяться и «удлиняться» влияние процентного канала трансмиссии денежно-кредитной политики. Использование кредитных рейтингов позволит устранять информационную асимметрию по кредитным рискам и совершенствовать структуру процентных ставок на отечественном фондовом рынке, как это делается в развитых странах. В качестве примера можно привести структуру стоимости фондирования корпоративных эмитентов с различными уровнями кредитных рейтингов на основе кривой доходности ГЦБ корейского фондового рынка (ноябрь 2017 г.).
Таблица 2. Доходность (%) корейских корпоративных и государственных облигаций (Источник: Bloomberg)
Спрэды корпоративных облигаций к ГЦБ приведены в Таблице 3.
Таблица 3. Спрэды (%) корпоративных облигаций к государственным облигациям на фондовом рынке Кореи (Источник: Bloomberg)
На более развитых финансовых рынках, как в США, сформирована кривая доходности корпоративных эмитентов по различным секторам экономики. Например, сформированы отдельные кривая доходности нефинансового и финансового секторов экономики с различными уровнями кредитных рейтингов корпоративных эмитентов.
На данный момент для разработки индексов (эталонных портфелей) наблюдается нехватка корпоративных облигаций, находящихся в листинге на казахстанской фондовой бирже. В этой связи целесообразно секьюритизировать имеющиеся займы казахстанских компаний, которые являются конечными получателями финансовых ресурсов из бюджета, активов Единого Накопительного Пенсионного Фонда (ЕНПФ) и Национального Фонда РК (НФ). Огромное количество таких займов находятся в кредитных портфелях казахстанских институтов развития. Учитывая, что займов было выдано на различные сроки, важно решить вопросы, связанные с секьюритизацией, присвоением кредитных рейтингов и листингом этих обязательств для формирования кривой доходности корпоративных облигаций. Чем больше будет секьюритизировано займов тем четче будет формироваться структура кривой доходности корпоративных облигаций, основанная на кредитных рейтингах, и как следствие этого, больше будет возможности выхода бизнеса из «тени».
Использование кредитных рейтингов национальных рейтинговых агенств в правилах инвестирования институциональных инвесторов позволит инвестировать их активы в секьюритизированные облигаций корпоративных эмитентов. Предпринятые государством такие меры гарантированно обеспечат привлекательность фондового рынка для широкого круга потенциальных эмитентов корпоративных облигаций. Разработка механизмов гарантирования корпоративных облигаций (по аналогии Казахстанского фонда гарантирования депозитов) с учетом международного опыта позволит защитить интересы инвесторов. Становление и формирование казахстанского рынка корпоративных облигаций с использованием национальных рейтинговых систем придаст импульс дальнейшему развитию отечественного фондового рынка.
Транспарентность освоения казахстанскими компаниями бюджетных средств, активов ЕНПФ и НФ может быть достигнута путем секьюритизации, присвоения кредитных рейтингов и листинга обязательств данных компаний на фондовой бирже с их последующим постоянным мониторингом национальными рейтинговыми агентствами. Это, в свою очередь, налагает определенные обязательства на компании по раскрытию информаций о своей деятельности вообще, в инвестировании активов ЕНПФ и НФ — в особенности.
Развитой фондовый рынок в полной мере оказывает положительное влияние на снижение стоимости фондирования субъектов среднего и крупного бизнеса при условии адекватного функционирования национальных кредитных рейтинговых агентств. Ценообразование стоимости фондирования будет происходить публично. В этом и заключается одно из преимуществ фондового рынка, где рейтинговые агентства через кредитные рейтинги способствуют обеспечению транспарентности ценообразования фондирования и устойчивости эмитентов. Данный механизм работы фондового рынка соответствует основным принципам работы международных финансовых рынков и улучшает инвестиционный климат страны. Такой фондовый рынок является транспарентным, ликвидным, прогнозируемым и привлекательным для международных инвесторов.
В обеспечении привлекательности фондового рынка для широкого круга субъектов малого и среднего бизнеса, институциональных инвестров играют немаловажную роль и другие факторы. Например, отсутствие банковских комиссий и прозрачность условий получения фондирования, внедрение государством «новых» дополнительных финансовых инструментов в национальной валюте.
Создание условий и механизмов, необходимых для восстановления стимулирующей роли денежно-кредитной политики, обеспечения доступного средне- и долгосрочного фондирования экономики в тенге, дальнейшего развития фондового рынка и стимулирования выхода бизнеса из «тени», возможно путем:
— планомерного и регулярного выпуска ГЦБ Правительством с учетом интересов формирования эталонной кривой доходности;
— секьюритизации корпоративных займов, присвоения им национальных рейтинговых оценок и листинга полученных ценных бумаг на фондовой бирже компаний получивших фондирование из бюджета, ЕНПФ и НФ;
— законодательного установления требований к обязательному выходу на фондовый рынок определенной категорий компаний;
— формирования эталонных портфелей облигаций корпоративных эмитентов с
различными уровнями кредитных рейтингов;
— формирования кривой доходности корпоративных облигаций с различными уровнями кредитных рейтингов;
— включения рейтинговых оценок национальных рейтинговых агентств в правила
инвестирования институциональных инвесторов наряду с рейтингами международных агентств;
— активизации развития национальных рейтинговых систем с учетом опыта развитых стран.
Каждый из составляющих при всех своих особенностях не может быть полностью или частично отделен от механизмов и процессов восстановления стимулирующей роли денежно-кредитной политики, обеспечения доступного средне- и долгосрочного фондирования экономики в тенге, дальнейшего развития фондового рынка и стимулирования выхода бизнеса из «тени».
Реализацию намеченных мер важно осуществлять комплексно, местами одновременно форсированно и последовательно. В результате создания таких условий и механизмов произойдет качественная диверсификация каналов фондирования экономики. Финансовая система, основанная на банковском кредитовании экономики, сбалансируется фондовым рынком. Эффективность денежно-кредитной политики государства возрастет. Уровень устойчивости финансовой системы страны повысится количественно и качественно. Эти факторы в совокупности составляют основу развитого фондового рынка.
Автор: Жангали Дадебаев, Управляющий директор АО «Рейтинговое Агенство Регионального Финансового Центра города Алматы»