USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96165.70$
-913.800

Какие проблемы банков не решит жесткий надзор?

В финсекторе могут появиться две корпоративные культуры

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какие проблемы банков не решит жесткий надзор?- Kapital.kz

Часть ежегодного послания главы государства, посвященная возможным изменениям в финансовом секторе, состоит главным образом из директив, направленных на ужесточение и повышение эффективности банковского надзора.

Нацбанк получает дополнительный мандат для изменений в сфере регулирования, и его глава Данияр Акишев сказал на заседании кабмина о готовящихся законодательных изменениях, закрепляющих эти расширенные прерогативы.

Нет аффилированным заемщикам

Слова президента о том, что «Нацбанк не должен быть созерцателем» в ситуациях, когда происходит вывод активов из банковской системы, практически не оставляют регулятору выбора в степени демонстрации активности недопущения кредитования аффилированных с банками заемщиков.

Очевидно, после событий 2017 года, когда государство было вынуждено сделать рекордные вливания в банковский сектор и принять специальную программу софинансирования докапитализации крупнейших банков, такая реакция была неизбежна, поскольку банки остаются одним из главных раздражителей в общественном мнении.

Устанавливаемые новые правила игры, однако, выглядят в большей степени нормами для продолжающихся чрезвычайных, чем для мирных, времен сектора. В условиях крайне сдержанного кредитования и изъятия избыточной ликвидности усиление надзора — скорее во многом обусловленное политическими причинами изменение риторики, чем существенное ограничение кредитования банков, в течение 2016 и 2017 годов «дувших на воду» при совершении кредитных операций с реальным сектором.

Дискуссионным также остается вопрос: адресованы ли упреки главы государства в созерцательности персонально нынешней команде Нацбанка или регулятору как институту. Разница между показываемым банками уровне проблемных кредитов и реальной ситуацией осознавалась достаточно давно, и для того чтобы произошло вскрытие реального состояния кредитных портфелей, должно было совпасть сразу несколько факторов.

Среди них и готовность государства делать значительные вливания в решение наследия БТА и на докапитализацию банков, и отсутствие возможностей для завуалированных решений, связанных с заливанием пожара средствами квазигоссектора, ЕНПФ и социально ответственного сырьевого бизнеса.

Последняя опция оказалась все же отчасти востребованной в случае с Bank RBK. Несколько лет назад выбором, безусловно, стал бы камуфляж проблем с помощью денег квазигосударственного сектора, а не прямые вливания со стороны государства, признание потерь акционеров и депозиторов и готовность в дальнейшем делать надзор более драконовским.

Мог ли надзор сработать раньше?

Помимо старого проблемного кредитного портфеля, влачившего подобное существование с момента кризиса 2007−2009 годов, сложности связаны с теми банкам, которые росли быстрее рынка накануне девальвации тенге. Тот же Bank RBK требовал вмешательства в той или иной форме от команд трех председателей Нацбанка.

Сложности с капитализацией неизбежно должны были возникнуть для всего рынка при столь глубокой девальвации тенге, и это было одной из причин откладывания до последнего перехода к инфляционному таргетированию в кризисных условиях 2015 года.

Проводившиеся стресс-тестирования показывали, что сектор будет испытывать серьезное напряжение при ослаблении тенге к доллару с курса в 187 тенге до уровня в 250 тенге за доллар и выше. Разрыв между основными валютами фондирования и кредитования сектора выглядел достаточно очевидным на фоне активного перетекания депозитов в доллары и не увеличивающейся доли долларового кредитования. Даже активное предоставление банкам дефицитной тенговой ликвидности, за которую они конкурировали с квазигосударственными структурами, могло лишь смягчить ситуацию, но не устранить возможность кризиса и неизбежность вмешательства государства, что, собственно, и произошло в прошлом году. При этом фактически именно 2017-й стал самым ранним временем, когда могло происходить выявление части этих хвостов.

Крайне трудно представить ситуацию, когда регулятор титаническим усилием одновременно создает работоспособные механизмы, связанные с инфляционным таргетированием, добивается снижения инфляционных ожиданий и добавляет в этот упорядоченный хаос вскрытие проблем с плохими кредитами и отсутствием достаточного уровня капитализации у части банков.

Корпоративное болото

Очевидно, что, по большому счету, проблема кредитования аффилированных структур могла бы быть решена при создании более совершенных моделей корпоративного управления. В ситуации оживления в экономике, которую когда-нибудь все же можно ожидать, добиться наиболее эффективного кредитования в результате жесткого надзора будет крайне сложно, поскольку есть вероятность, что все сведется к выполнению каких-то чисто формальных критериев и еще большей забюрократизированности кредитного процесса. Надеяться на более развитое корпоративное управление, транспарентность и появление активных миноритариев и вообще инвесторской базы с фондовых рынков сложнее, чем несколько лет назад. Частные банковские бренды в ряде случаев исчезают или их сила размывается. В большинстве банков по-прежнему существует стратегический акционер и есть вероятность отсутствия полной независимости кредитных комитетов. Ситуация в том же Bank RBK показывает, что именно «стратег» остается главным антикризисным противоядием в ситуациях нехватки ликвидности. Докапитализирующий вместе с государством банк Владимир Ким сожалел о том, что накануне кризиса довольствовался ролью чистого миноритария, возможно, несколько запоздав с большей активностью как раз в части недопущения вывода средств из банка и возникновения кризиса ликвидности.

Первая десятка банков разделена фактически поровну по признаку участия или неучастия в программе финансовой стабильности, предложенной Нацбанком. Вне механизмов, связанных с преобладающим финансированием докапитализации со стороны государства, остаются Халык Банк, ДБ Сбербанк, Forte Bank и Kaspi Bank. Участвуют в программе Цеснабанк, ЦентрКредит, АТФ Банк, Евразийский банк и банк RBK.

Нацбанк подчеркивает, что ситуация в остальных банках — участниках программы никак несопоставима с тем, что происходило в RBK, и у них нет критической массы плохих кредитов либо кредитования аффилированных бизнесов.

События, однако, складываются таким образом, что, возможно, в секторе будут два типа корпоративной культуры: один, формируемый остающимися стопроцентно частными финансовыми институтами, которые в большей степени могут ориентироваться на рыночное фондирование, и другой — с жесткими ограничениями сверху со стороны государства.

Покупка субординированных облигаций банков и решение их проблем с капитализацией, безусловно, повышает их устойчивость, что уже начало сказываться на рейтинговых решениях относительно этих игроков.

Финансирование со стороны Нацбанка, однако, связано с выполнением ряда жестких условий, среди которых, помимо платности и возвратности вливаний в капитал со стороны государства, присутствуют бескомпромиссные намерения стимулировать вложения со стороны акционеров, а также ограничивать вывод денег из банков путем прямых запретов на выплату дивидендов и повышения зарплаты топ-менеджменту на величину, превышающую уровень официальной инфляции.

Отступления от условий программы вполне могут закончиться и национализацией банков, и полной потерей средств акционеров. В Послании народу Казахстана упоминается как об экономической ответственности собственников банков, так и более суровая формулировка, согласно которой вывод денег из банков является серьезным преступлением. Фактически речь идет о попытке довольно серьезно реформировать сверху корпоративное управление, если не в секторе в целом, то по крайней мере в тех банках из топ-10, которые участвуют в программе финансовой устойчивости. Ответ на вопрос, насколько утопичной окажется эта идея и будет ли выше отдача, чем от предыдущих попыток государства непосредственно управлять финансовыми институтами, будь то проблемные банки, спасаемые «Самрук-Казыной», или централизуемое управление пенсионными накоплениями, не очевиден. Поскольку влияние государства, связанное с фондированием, и наличие рычагов возрастают с момента кризиса 2007−2009 годов.

Прежде всего, это связано, конечно, с фондированием банков как в рознице, так и за счет корпоративных депозитов частного сектора, которые сократились более чем на 7% в 2017 году, а также с ограниченными возможностями размещения тенговых облигаций на биржевом рынке в условиях отсутствия институциональных инвесторов в лице управляющих пенсионными средствами.

Кризис прошлого года в банке RBK и Delta Bank был во многом как раз кризисом государственного фондирования, когда средства в банках размещались без больших оглядок на качество их бизнес-моделей.

В итоге квазигосударственные кредиторы фактически разделили участь акционеров, несущих экономическую ответственность, и, вероятно, нацкомпании и институты развития будут более консервативно депонировать свои средства в банковском секторе.

Нечто подобное уже произошло в ЕНПФ — доля вложений фонда в облигации и депозиты банков снизилась за 10 месяцев 2017 года с 26,7% портфеля до 21%.

Альтернативой становятся депозиты иностранных банков. Новых размещений в казахстанских банках нет, те, что происходили в 2016 году, делались на значительно более высоких ценовых уровнях, чем в 2014-м и 2015-м, что побудило даже часть крупнейших банков отказаться от участия в соответствующих программах.

Так или иначе, попытка привязать фондирование со стороны госсектора к определенным изменениям в корпоративном управлении могла бы стать достаточно сильным стимулом для серьезных подвижек при условии единых подходов кабмина, Нацбанка и трех квазигосударственных холдингов.

Главные проблемы остались

Одним из вопросов остается соответствие всех возникающих трендов принципу контрцикличности в регулировании. Согласно ему, ужесточение надзора может происходить в периоды оживления экономики, когда возникают предпосылки для надувания пузырей. В периоды стагнации регуляторные гайки скорее раскручиваются, чтобы стимулировать кредитование.

До возникновения кризисных ситуаций в Казинвестбанке DeltaBank и Bank RBK преобладающим убеждением было, что нынешние проблемы сектора — это в большей степени не кризис банковского надзора, а следствие закредитованности и отсутствия хороших заемщиков в несырьевых секторах экономики, которые исторически кредитует казахстанская банковская система.

Ситуация, очевидно, никак несопоставима со слишком быстрым ростом внешних заимствований и кредитования в сегменте недвижимости, происходивших накануне кризиса 2007−2009 годов. Тогда общий кредитный портфель казахстанских банков менее чем за 4 года с января 2004-го по август 2007 года вырос с 974,6 млрд тенге до 7,129,9 трлн тенге, или в 7,3 раза, причем это происходило в условиях стабильного или даже укрепляющегося тенге и не было результатом валютных корректировок.

Ничего подобного не происходило в последние годы даже с самыми быстрорастущими игроками.

При ужесточении регулирования и надзора и попыток сверху выстроить новую корпоративную культуру банковского сектора существует большое искушение свести ситуацию к недостаточной жесткости регулятора, внутренним проблемам второстепенных игроков и наследию предыдущего кризиса, оставив в тени отсутствие новых заемщиков и дефицит качественного спроса на кредитование с момента начала снижения мировых цен на нефть в 2014 году.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.