Дефицит республиканского бюджета на 2018−2020 годы снижен более чем в 2 раза по сравнению с текущим годом — до 639 млрд тенге. Уровень дефицита будет сохранен до 2020 года в пределах 1% к ВВП. Это позволит в трехлетнем периоде удержать долг правительства на уровне не более 25% от ВВП. Об этом при рассмотрении законопроекта «О республиканском бюджете на 2018−2020 годы» сообщила председатель комитета Сената по финансам и бюджету Ольга Перепечина, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Ольга Перепечина заметила, что размер гарантированного трансферта из Национального фонда достаточен для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета и в полном объеме обеспечит его расходы. Политика уменьшения размера гарантированного трансферта до 2 трлн тенге в 2020 году соответствует новой концепции Нацфонда и тренду на уменьшение зависимости бюджета от нефтяных денег.
«Сегодня мы рассматриваем не просто трехлетний бюджет, а обновленный трехлетний цикл с учетом развития. На смену механизмов сохранения, сокращения бюджетных расходов включается инвестиционный механизм. Увеличены инфраструктурные инвестиции на дальнейшее развитие экономики и обеспечение занятости населения, на развитие регионов и повышение благосостояния граждан. Все это стало возможным на фоне улучшения экономической активности и прогнозов как мировой экономики, так и экономики нашей страны», — заявила Ольга Перепечина.
По ее словам, прогнозируется увеличение объема добычи нефти, опережающий рост обрабатывающей промышленности над горнодобывающей, рост в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и складировании, торговле, а также объемов экспорта и импорта.
Реальный рост ВВП ожидается на уровне 3,1% в 2018 году с последующим ростом до 4,2% в 2022 году.
«Не могу не отметить, что впервые проект бюджета рассматривался в новом формате с участием Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. При разработке проекта бюджета правительством были учтены замечания, отраженные в предварительной оценке проекта РБ по основным направлениям его расходов, сделанные Счетным комитетом на сумму 280 млрд тенге. Кроме того, поднятые вопросы несовершенства бюджетного процесса взяты на контроль и будут рассматриваться в рамках совершенствования бюджетного законодательства», — рассказала она.
Также при разработке проекта бюджета были учтены рекомендации, выработанные по итогам парламентских слушаний в марте этого года, на тему «Сбалансированный и прозрачный бюджет — залог успешного и стабильного социально-экономического развития страны». В частности, приняты меры по повышению эффективности выделяемых средств казигосударственному сектору, исключено планирование средств «пулами», повышена степень прозрачности, открытости и доступности основных бюджетных параметров.
«В соответствии с рассматриваемым проектом республиканского бюджета на 2018—2020 годы предполагается стабильное увеличение доли поступлений от ненефтяного сектора экономики, полный отказ от целевого трансферта и сокращение гарантированного трансферта из Национального фонда. В общем поступления в республиканский бюджет на 2018 год сократятся по сравнению с текущим годом на 1 трлн и составят 8,6 трлн тенге, с ростом к 2020 году до 9,6 трлн тенге. В то же время ожидается сокращение расходов: так, если на текущий год запланированы расходы в сумме 11,2 трлн тенге, то на 2018 год — 9,2 трлн тенге. С повышением до 10,2 трлн тенге в 2020 году», — заявила сенатор.
По словам Ольги Перепечиной, сокращение расходов бюджета не означает отказ от каких-либо ранее принятых на себя государством обязательств. Это стало возможным благодаря новым подходам бюджетного планирования и реализации. К тому же по-прежнему в числе главных расходных статей республиканского бюджета находится социальная сфера. Почти каждый второй тенге будет вложен в ее развитие. Причем к 2020 году расходы на развитие человеческого капитала в структуре бюджета вырастут с 44,6% до 47,6%.
«Реализация задач по созданию новой модели экономического роста в трехлетнем периоде будет осуществляться посредством технологической модернизации и цифровизации экономики, поддержки массового предпринимательства, а также развития традиционных базовых отраслей — аграрного сектора, транспортной и логистической инфраструктуры. На трехлетний период предусмотрено 3,6 триллиона тенге, в том числе на 2018 год — 1,4 триллиона тенге», — подчеркнула председатель комитета по финансам и бюджету.
Она также отметила, что в ходе обсуждения этого законопроекта от постоянных комитетов и депутатов поступило 116 предложений по внесению в него изменений и дополнений, на сумму 127,7 млрд тенге, которые были сведены в сравнительную таблицу. Всего поддержано предложений на трехлетний период на сумму 85,6 млрд тенге, в том числе в 2018 году на 22 млрд тенге. Источниками финансирования этих предложений в 2018 году являются уменьшение резерва правительства на 4,8 млрд тенге и уменьшение расходов в сумме 16,9 млрд тенге, предусмотренные на строительство в порту «Курык», которые реализованы в 2017 году.
Предложенные изменения предусматривают финансирование следующих направлений: материально-техническое оснащение структурных подразделений Министерства внутренних дел и гидрометеорологической службы — 6,7 млрд тенге. Компенсация задолженности по надбавкам жителям экологически неблагоприятных районов Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областей — 3,3 млрд тенге. Строительство, реконструкция объектов, здравоохранения и спорта в различных регионах страны — 2 млрд тенге. Строительство, ремонт объектов водоснабжения, жилых домов, инженерных сетей, в том числе в рамках программы жилищного строительства «Нурлы жер», газификация — 7,7 млрд тенге. Проведение работ по повышению водности и улучшения гидрологического режима рек — 1,6 млрд тенге. Мероприятия по переходу казахского алфавита на латинский шрифт — 0,7 млрд тенге.