USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.35$
BTC
64203.10$
+95.900

Бизнес и Digital

Готовы ли казахстанские компании стать «цифровыми предприятиями»

19047

Переход на инновационные решения – сегодня один из главных факторов эффективности бизнеса и успеха компании на рынке. С помощью цифровых ресурсов можно не только достигнуть серьезных бизнес-результатов и увеличить прибыль, но и обеспечить своевременную реакцию на изменения внешней среды. Именно поэтому так называемая «оцифровка» бизнеса сейчас превращается из модного атрибута в жизненную необходимость. Как говорят эксперты, если раньше компании планировали свое развитие на 5 лет вперед, то в цифровом веке 1,5-2 года – это максимум, на что можно рассчитывать. О том, как цифровые технологии меняют облик бизнеса и какие преимущества дает грамотно реализованная digital-стратегия, в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Константин Невядомский, партнер отдела консультационных услуг компании EY.

– Когда и почему компания EY начала оказывать услуги направления digital в СНГ, в частности в России и Казахстане?

– Цифровизация – это мегатренд для всей бизнес-экосистемы. Цифровая революция началась тогда, когда общество стало активно пользоваться интернетом и получило универсальный доступ к контенту в цифровом формате. Огромную роль здесь сыграли мобильные устройства и платформы, такие как Apple и Google, интернет-компании, и уберизация сервисов, которые кардинальным образом изменили модели поведения потребителей.

Направление digital-услуг для наших клиентов в Казахстане мы начали активно развивать с 2016 года, в России – годом ранее. Новые технологии появляются ежедневно и трансформируют мир бизнеса. Задача компании в этих условиях – вовремя адаптировать свою стратегию и операционную модель, чтобы получить максимальный эффект от новых возможностей, которые несут цифровые технологии.

Мы охотно делимся полезной информацией о digital с действующими и потенциальными клиентами, а также бизнес-партнерами и общественностью. Мы организовали серию деловых встреч и специализированных семинаров на площадке EY в разных городах Казахстана, а также регулярно участвуем в ведущих форумах, например, «K17: Kazakhstan Growth Forum» и «Cashless Kazakhstan Summit». Мы также принимали участие в республиканском совещании по вопросам цифровизации, организованном Министерством информации и коммуникаций РК, национальным инфокоммуникационным холдингом «Зерде» и корпоративным «Фондом развития инфокоммуникационных технологий». Недавно мы провели в Казахстане международное исследование по вопросам информационной безопасности (EY Global Information Security Survey 2017) и скоро представим его результаты.

– Как компании могут повысить эффективность бизнеса и доходность инвестиций за счет цифровых технологий?

– Говоря о том, как технологии влияют на стратегии компаний и в каких направлениях менеджмент видит возможность для изменений, можно выделить следующие три направления. Первое – развитие новых бизнес-моделей, то есть благодаря новым технологиям изменения происходят в традиционно консервативных отраслях. Второе – разработка новых продуктов и услуг, когда цифровые технологии позволяют объединять продукты и сервисы в продуктовые решения и предложения, а отдельные компании – в партнерские альянсы. Третье – повышение эффективности бизнеса, то есть за счет использования цифровых технологий можно существенно сокращать издержки.

Бизнес и Digital 51514 - Kapital.kz

– Какие решения для бизнеса вы предлагаете сегодня? В каких секторах экономики применимы те или иные разработки?

– В EY функционирует специализированное подразделение EY Digital, задачей которого является оказание содействия клиентам в разработке стратегии Digital Transformation и ее внедрении. Важно отметить, что digital-трансформация – это комплексный проект. Мы выделяем пять ключевых направлений трансформации и в каждом из них вместе с клиентом мы решаем задачи компании, применяя те или иные цифровые и IT-решения.

Во-первых, стратегия предприятия – мы помогаем клиенту пересмотреть бизнес-стратегию и операционную модель в соответствии с требованиями времени. Во-вторых, инкубация и инновации – мы помогаем в создании платформ и условий, необходимых для апробирования новых идей и бизнес-моделей. В-третьих, внедрение «нового» опыта – мы анализируем потребителей продуктов и услуг наших клиентов – их мир, потребности, ожидания и потребительские паттерны – затем внедряем необходимые и актуальные нюансы в «новый» потребительский опыт. В-четвертых, операционная деятельность – вместе с клиентом мы выстраиваем, упрощаем и автоматизируем бизнес-процессы и звенья производственно-сбытовой цепи для достижения поставленных с учетом digital целей. В-пятых, защита и доверие – мы выявляем всевозможные цифровые риски клиента и помогаем выстроить систему готовности реагировать на них.

В каждом из обозначенных пяти компонентов трансформации применимы самые разные цифровые технологии. Например, в направлении «Операционная деятельность» сегодня активно внедряется на территории СНГ и Казахстана так называемая роботизированная автоматизация процессов (Robotic Process Automation (RPA). Это программное обеспечение, которое выполняет действия человека по заданному алгоритму и освобождает сотрудников от рутинных операций в офисе. RPA успешно применяется в учетных, финансовых, операционных подразделениях и HR. Роботизация позволяет добиться существенного сокращения трудозатрат: роботы выполняют действия сотрудника круглосуточно с более высокой скоростью и без ошибок. Кроме того, внедрение RPA не требует вмешательства в существующую IT-архитектуру компаний. В отличие от внедрения комплексных IT-систем роботизация не нуждается в существенных инвестициях, а время на реализацию проектов измеряется в неделях.

В категории «Защита и доверие» наиболее актуальны решения по организации кибербезопасности (Cybersecurity) – это технологии обеспечения защиты данных и конфиденциальности (включая совершенствование классификации данных, внедрение систем защиты от утечки данных), управления угрозами кибербезопасности (комплексные тестирования на защищенность, построение и совершенствование операционного центра безопасности) и другие решения.

Что же касается секторов экономики, в которых применимы цифровые решения, то здесь практически нет ограничений. Цифровые решения тем и хороши, что гибки и адаптивны. Так, трансформации может подлежать и предприятие, традиционно считавшееся консервативным. Например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства или электроэнергетики.

– Как вы думаете, понимают ли казахстанские компании влияние цифровых технологий на бизнес и готовы ли они менять свою стратегию, чтобы стать «цифровыми предприятиями»?

– Организации во всем мире находятся в постоянном поиске новых источников роста и способов оптимизации своей деятельности, и Казахстан не исключение. Это обуславливает все больший интерес к внедрению цифровых технологий – многие прогрессивные казахстанские компании уже переходят на путь диджитализации.

Отдельно стоит отметить структурную работу, проводимую на государственном уровне, – здесь я имею в виду общестрановую программу цифровизации, рассчитанную на 2017-2020 годы. Согласно взятому курсу, к 2020 году доля интернет-пользователей в стране должна вырасти до 78%, доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны составить как минимум 4,85%, а уровень цифровой грамотности населения достичь 80%.

По плану цифровизация затронет такие сферы, как энергетика и сырье, аграрный сектор, промышленность, логистика, здравоохранение. Это те ключевые области, где будут внедряться цифровые проекты, двигающие казахстанскую экономику вперед. В области оказания цифровых государственных услуг, в частности eGov.kz, Казахстан уже достиг передовых международных практик.

Насколько может поменяться модель ведения бизнеса при digital-трансформации?

– Можно выделить ключевые технологические тренды, которые заставляют бизнес трансформироваться: во-первых, это мобильность, обусловленная ростом проникновения услуг сотовой связи и увеличением доли смартфонов и меняющая потребительские привычки. Во-вторых, это использование больших данных (Big Data) в качестве источника аналитической информации, которая позволяет компании понимать потребности своих клиентов. Не менее значимо развитие интернета вещей (IoT) – системы соединения между собой устройств и их коммуникации без посредничества человека. И, наконец, облачные решения (Cloud), которые предоставляют новые возможности для бизнеса с точки зрения скорости и гибкости.

Внедряя эти технологии в текущую бизнес-модель, компании коренным образом пересматривают свою стратегию и подход к работе с клиентами, приспосабливаются к изменениям и оптимизируют свою работу в соответствии с ожиданиями клиента. По многим трендам в этом году мы уже перешли к практическому внедрению решений на предприятиях наших клиентов на базе технологий AI и машинного обучения. Кроме того, есть пилотные проекты c использованием технологии blockchain.

– Как грамотно реализовать digital-трансформацию? Какие задачи приоритетны и с какими проблемами можно столкнуться при таком преобразовании?

– Как показывает практика, компании сталкиваются с отсутствием понимания, как проводить трансформацию, какие области следует изменять. Руководители не знают проверенных методик, не знакомы с успешными бизнес-кейсами. Зачастую руководители и подчиненные по-разному понимают цели цифровой трансформации, поэтому первым шагом должно стать формирование целостного видения трансформации у всех сотрудников компании. Для этого нужно проводить работу по информированию сотрудников и убедиться, что они обладают необходимыми цифровыми навыками и компетенциями. Хорошо, если этот путь компания разделяет с профессиональным консультантом. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.