Бизнес и Digital
Готовы ли казахстанские компании стать «цифровыми предприятиями»
Переход
на инновационные решения – сегодня один из главных факторов эффективности
бизнеса и успеха компании на рынке. С помощью цифровых ресурсов можно не только
достигнуть серьезных бизнес-результатов и увеличить прибыль, но и обеспечить своевременную
реакцию на изменения внешней среды. Именно поэтому так называемая «оцифровка»
бизнеса сейчас превращается из модного атрибута в жизненную необходимость. Как говорят
эксперты, если раньше компании планировали свое развитие на 5 лет вперед, то в
цифровом веке 1,5-2 года – это максимум, на что можно рассчитывать. О том, как цифровые
технологии меняют облик бизнеса и какие преимущества дает грамотно
реализованная digital-стратегия, в эксклюзивном интервью «Капитал.kz»
рассказал Константин Невядомский, партнер отдела консультационных услуг
компании EY.
– Когда и почему
компания EY начала оказывать услуги направления digital в СНГ, в
частности в России и Казахстане?–
Цифровизация – это мегатренд для всей бизнес-экосистемы. Цифровая революция
началась тогда, когда общество стало активно пользоваться интернетом и получило
универсальный доступ к контенту в цифровом формате. Огромную роль здесь сыграли
мобильные устройства и платформы, такие как Apple и Google, интернет-компании,
и уберизация сервисов, которые кардинальным образом изменили модели поведения
потребителей.Направление digital-услуг для наших
клиентов в Казахстане мы начали активно развивать с 2016 года, в России – годом
ранее. Новые технологии появляются ежедневно и трансформируют мир бизнеса. Задача
компании в этих условиях – вовремя адаптировать свою стратегию и операционную
модель, чтобы получить максимальный эффект от новых возможностей, которые несут
цифровые технологии. Мы охотно делимся полезной информацией о digital
с действующими и потенциальными клиентами, а также бизнес-партнерами и
общественностью. Мы организовали серию деловых встреч и специализированных
семинаров на площадке EY в разных городах Казахстана, а также регулярно
участвуем в ведущих форумах, например, «K17: Kazakhstan Growth Forum» и
«Cashless Kazakhstan Summit». Мы также принимали участие в республиканском
совещании по вопросам цифровизации, организованном Министерством информации и коммуникаций
РК, национальным инфокоммуникационным холдингом «Зерде» и корпоративным «Фондом
развития инфокоммуникационных технологий». Недавно мы провели в Казахстане
международное исследование по вопросам информационной безопасности (EY Global
Information Security Survey 2017) и скоро представим его результаты.– Как компании могут
повысить эффективность бизнеса и доходность инвестиций за счет цифровых
технологий?
– Говоря о том, как технологии влияют на стратегии
компаний и в каких направлениях менеджмент видит возможность для изменений,
можно выделить следующие три направления. Первое – развитие новых
бизнес-моделей, то есть благодаря новым технологиям изменения происходят в традиционно
консервативных отраслях. Второе – разработка новых продуктов и услуг, когда
цифровые технологии позволяют объединять продукты и сервисы в продуктовые
решения и предложения, а отдельные компании – в партнерские альянсы. Третье – повышение
эффективности бизнеса, то есть за счет использования цифровых технологий можно существенно
сокращать издержки.
– Какие решения для бизнеса вы предлагаете сегодня? В каких секторах экономики применимы те или иные разработки? – В EY функционирует специализированное подразделение EY Digital, задачей которого является оказание содействия клиентам в разработке стратегии Digital Transformation и ее внедрении. Важно отметить, что digital-трансформация – это комплексный проект. Мы выделяем пять ключевых направлений трансформации и в каждом из них вместе с клиентом мы решаем задачи компании, применяя те или иные цифровые и IT-решения.Во-первых, стратегия предприятия – мы помогаем клиенту пересмотреть бизнес-стратегию и операционную модель в соответствии с требованиями времени. Во-вторых, инкубация и инновации – мы помогаем в создании платформ и условий, необходимых для апробирования новых идей и бизнес-моделей. В-третьих, внедрение «нового» опыта – мы анализируем потребителей продуктов и услуг наших клиентов – их мир, потребности, ожидания и потребительские паттерны – затем внедряем необходимые и актуальные нюансы в «новый» потребительский опыт. В-четвертых, операционная деятельность – вместе с клиентом мы выстраиваем, упрощаем и автоматизируем бизнес-процессы и звенья производственно-сбытовой цепи для достижения поставленных с учетом digital целей. В-пятых, защита и доверие – мы выявляем всевозможные цифровые риски клиента и помогаем выстроить систему готовности реагировать на них. В каждом из обозначенных пяти компонентов трансформации применимы самые разные цифровые технологии. Например, в направлении «Операционная деятельность» сегодня активно внедряется на территории СНГ и Казахстана так называемая роботизированная автоматизация процессов (Robotic Process Automation (RPA). Это программное обеспечение, которое выполняет действия человека по заданному алгоритму и освобождает сотрудников от рутинных операций в офисе. RPA успешно применяется в учетных, финансовых, операционных подразделениях и HR. Роботизация позволяет добиться существенного сокращения трудозатрат: роботы выполняют действия сотрудника круглосуточно с более высокой скоростью и без ошибок. Кроме того, внедрение RPA не требует вмешательства в существующую IT-архитектуру компаний. В отличие от внедрения комплексных IT-систем роботизация не нуждается в существенных инвестициях, а время на реализацию проектов измеряется в неделях.В категории «Защита и доверие» наиболее актуальны решения по организации кибербезопасности (Cybersecurity) – это технологии обеспечения защиты данных и конфиденциальности (включая совершенствование классификации данных, внедрение систем защиты от утечки данных), управления угрозами кибербезопасности (комплексные тестирования на защищенность, построение и совершенствование операционного центра безопасности) и другие решения.Что же касается секторов экономики, в которых применимы цифровые решения, то здесь практически нет ограничений. Цифровые решения тем и хороши, что гибки и адаптивны. Так, трансформации может подлежать и предприятие, традиционно считавшееся консервативным. Например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства или электроэнергетики. – Как вы думаете, понимают ли казахстанские компании влияние цифровых технологий на бизнес и готовы ли они менять свою стратегию, чтобы стать «цифровыми предприятиями»? – Организации во всем мире находятся в постоянном поиске новых источников роста и способов оптимизации своей деятельности, и Казахстан не исключение. Это обуславливает все больший интерес к внедрению цифровых технологий – многие прогрессивные казахстанские компании уже переходят на путь диджитализации. Отдельно стоит отметить структурную работу, проводимую на государственном уровне, – здесь я имею в виду общестрановую программу цифровизации, рассчитанную на 2017-2020 годы. Согласно взятому курсу, к 2020 году доля интернет-пользователей в стране должна вырасти до 78%, доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны составить как минимум 4,85%, а уровень цифровой грамотности населения достичь 80%. По плану цифровизация затронет такие сферы, как энергетика и сырье, аграрный сектор, промышленность, логистика, здравоохранение. Это те ключевые области, где будут внедряться цифровые проекты, двигающие казахстанскую экономику вперед. В области оказания цифровых государственных услуг, в частности eGov.kz, Казахстан уже достиг передовых международных практик. – Насколько может поменяться модель ведения бизнеса при digital-трансформации? – Можно выделить ключевые технологические тренды, которые заставляют бизнес трансформироваться: во-первых, это мобильность, обусловленная ростом проникновения услуг сотовой связи и увеличением доли смартфонов и меняющая потребительские привычки. Во-вторых, это использование больших данных (Big Data) в качестве источника аналитической информации, которая позволяет компании понимать потребности своих клиентов. Не менее значимо развитие интернета вещей (IoT) – системы соединения между собой устройств и их коммуникации без посредничества человека. И, наконец, облачные решения (Cloud), которые предоставляют новые возможности для бизнеса с точки зрения скорости и гибкости.Внедряя эти технологии в текущую бизнес-модель, компании коренным образом пересматривают свою стратегию и подход к работе с клиентами, приспосабливаются к изменениям и оптимизируют свою работу в соответствии с ожиданиями клиента. По многим трендам в этом году мы уже перешли к практическому внедрению решений на предприятиях наших клиентов на базе технологий AI и машинного обучения. Кроме того, есть пилотные проекты c использованием технологии blockchain. – Как грамотно реализовать digital-трансформацию? Какие задачи приоритетны и с какими проблемами можно столкнуться при таком преобразовании? – Как показывает практика, компании сталкиваются с отсутствием понимания, как проводить трансформацию, какие области следует изменять. Руководители не знают проверенных методик, не знакомы с успешными бизнес-кейсами. Зачастую руководители и подчиненные по-разному понимают цели цифровой трансформации, поэтому первым шагом должно стать формирование целостного видения трансформации у всех сотрудников компании. Для этого нужно проводить работу по информированию сотрудников и убедиться, что они обладают необходимыми цифровыми навыками и компетенциями. Хорошо, если этот путь компания разделяет с профессиональным консультантом.
