Ерлан Досымбеков: «Совершенствуя бизнес, улучшаем мир»
В этом году казахстанская практика международной компании EY (Эрнст энд Янг) отмечает свое 25-летие.
В этом году казахстанская практика международной компании EY (Эрнст энд Янг) отмечает свое 25-летие. Сегодня EY не только успешно развивает в Казахстане собственный бизнес, но и помогает своим клиентам и бизнес-партнерам адаптироваться в новых реалиях. О достижениях за четверть века, планах на будущее и развитии деловой среды в стране «Капитал.kz» рассказал Ерлан Досымбеков, управляющий партнер компании EY в Казахстане и Центральной Азии.
– Ерлан Беркинович, EY пришла в Казахстан в 1992 году, в то
время страна только обрела независимость. Что побудило компанию с мировым именем
зайти на развивающийся рынок?
– Надо сказать, в начале 90-х многие страны СНГ стали интересными для международных компаний как возможные инвестиционные направления. С обретением независимости и провозглашением открытости международному сообществу Казахстан с его богатыми природными ресурсами и сельскохозяйственным потенциалом стал очень привлекательным для целого ряда крупных иностранных инвесторов. Многие из них в тех или иных странах уже были клиентами глобальной практики EY. То есть на этот рынок мы заходили не одни – сюда нас привел спрос среди сообщества иностранных и отечественных инвесторов на качественные, соответствующие международным стандартам аудиторские и консультационные услуги. Необходимо отметить, что в России на тот момент компания уже имела устоявшуюся практику. Таким образом, в странах СНГ мы стали первой международной фирмой по оказанию профессиональных услуг, начав свою деятельность в России в 1989 году и в Казахстане в 1992-м.
– Получается, ваши услуги были востребованы и тогда?
– До открытия представительства в Казахстане на протяжении трех лет компания EY, базируясь в Москве, успешно реализовывала аудиторские и налоговые проекты для российских клиентов. Наблюдая определенные сходства в экономике обеих стран, мы понимали, что аналогичный спрос на наши услуги будет и в Казахстане. Тем более что тогда в страну уже заходили иностранные инвесторы, у которых возникала необходимость в профессиональных услугах (в аудите, налоговом и юридическом консультировании).
Естественно, в 1992 году спрос на наши услуги был гораздо ниже, чем сейчас. Для сравнения, на этапе открытия офиса в нашей команде работало около 10 человек, а теперь штат сотрудников насчитывает свыше 640. Со временем нашим постоянным клиентом стало и государство. Сегодня львиная доля нашего портфеля приходится на оказание услуг национальным компаниям и государственному аппарату.
– Как вы оцениваете работу компании за 25 лет присутствия в Казахстане? В чем, на ваш взгляд, залог успеха на протяжении столь длительного срока?
– Думаю, залог нашего успеха именно в том и состоит, что мы вовремя начали свою деятельность в стране. Казахстан оценивался как очень интересное инвестиционное направление, куда нужно было заходить быстро, и мы это сделали. Еще один немаловажный фактор – динамичное развитие экономики благодаря последовательным и действенным мерам со стороны правительства.
Мы были в стране на каждом этапе ее развития с момента обретения независимости и начала проведения курса экономических реформ. Мы благодарны Казахстану, его ресурсам, человеческому капиталу, правительству, а также всем нашим бизнес-партнерам за предоставленные возможности строить в стране успешную практику, которая сегодня представлена четырьмя крупными направлениями. Это аудиторские услуги, налоговые и юридические услуги, консультационное сопровождение сделок и консультационные услуги по широкому спектру вопросов ведения бизнеса, включая Академию бизнеса EY.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня EY – крупнейшая среди фирм, представленных на рынке профессиональных услуг. В нашем бизнесе о компании судят по количеству и качеству клиентов. У нас их свыше 800, и мы оказываем услуги большинству национальных компаний, крупнейшим холдинговым структурам, а также большому количеству иностранных инвесторов.
Офисы EY сегодня представлены в Астане,
Алматы и Атырау. При этом я бы особенно отметил масштабы нашей практики в
столице Казахстана. В нашем офисе в Астане работают свыше 200 человек – одна из
крупнейших и сильнейших команд среди компаний аналогичного профиля. Кроме того,
мы являемся региональным офисом для наших практик в таких странах Центральной
Азии, как Узбекистан и Кыргызстан.
– Насколько 2017 год был успешным для компании?
– Год для нас был непростым, впрочем, как и для всех. Считаю, что мы достойно справлялись с возникавшими в течение года вызовами. Оптимизируя расходы, мы не сокращали персонал, не отправляли сотрудников в длительные неоплачиваемые отпуска, не принимали других жестких мер, к которым, как мы знаем, вынуждены были прибегнуть некоторые другие компании. Несмотря на рыночные сложности, по многим направлениям нам удалось укрепить свои позиции.
– Какие три слова наилучшим образом характеризуют вашу компанию?
– Трех слов было бы недостаточно. Однако если говорить о предоставляемых нами услугах, то слова «exceptional client service», что в переводе с английского языка означает «оказание клиентам услуг исключительного качества», являются для нас ключевыми.
Говоря об исключительности, мы не только подразумеваем качество технического исполнения работы, но также закладываем в эту концепцию такие особенные проявления наших сотрудников, как стремление вникнуть в потребности и понять ожидания клиента, отзывчивость и готовность реагировать оперативно, намерение делиться с клиентом свежей информацией, новыми знаниями и полезными примерами передовых практик.
Так, обязательным компонентом любого реализуемого нами проекта является получение обратной связи от клиента. Мы интересуемся не только тем, насколько клиент доволен технической стороной оказываемой услуги, но также просим его оценить степень комфорта взаимодействия с нашей командой. Развитию подобных качеств сотрудников EY способствует наша глобальная корпоративная культура, а также предоставляемые компанией интенсивные программы обучения.
– Ерлан Беркинович, вы были свидетелем всех изменений, которые происходили в финансовой системе страны. Какие наиболее важные из них вы можете отметить?
– Много изменений произошло за эти годы как в финансовой системе РК, так и в деловой среде в целом. Из относительно недавних событий хотелось бы отметить создание Международного финансового центра Астана. Сегодня мы сотрудничаем с администрацией МФЦА с целью оказания содействия в организации биржи, которая начнет функционировать с 1 января 2018 года. Сама идея о создании подобного центра, который будет охватывать не только Казахстан, но и весь регион, прогрессивна. Это важное событие для финансового сектора, поскольку позволит МФЦА привлечь большее количество инвесторов в страну.
Хотелось бы отметить приверженность руководства страны принятию передовых международных практик во всем, что касается формирования законодательства и отработки механизмов его исполнения, а также в отношении планирования и реализации реформ страновой значимости. Государство консультируется с ведущими международными организациями и институтами развития – с теми, кто, располагая глобальной экспертизой и опытом реализации подобных инициатив, как на развитых, так и на развивающихся рынках, действительно способен предлагать наиболее оптимальные решения. В целом, на мой взгляд, страна находится на верном пути и идет в ногу со временем, стремясь не отставать от глобальных финансовых центров, своевременно перенимая зарубежные ноу-хау и технологии.
– Какие, на ваш взгляд, первоочередные задачи стоят сегодня перед участниками рынка?
– Понятно, что экономика Казахстана, как и любая другая, зависит от внешних факторов. Та же девальвация национальной валюты – явление нередкое, особенно на развивающихся рынках. В текущих условиях участникам финансового рынка важно сосредоточиться на своих стратегических задачах, правильно определить приоритеты, оставаясь при этом гибкими. В некоторых случаях требуется слияние организаций, в других – достаточно расширения продуктовой линейки. Однако чего все же хотелось бы пожелать всем участникам рынка – так это терпимости по отношению друг к другу, возможности находить общий язык, действовать сообща, сфокусированно и последовательно.
– Как вы считаете, соблюдает ли отечественный бизнес принципы корпоративной социальной ответственности?
– По крайней мере, некоторые компании стремятся к этому. У нас есть отдельное направление консультационных услуг в области чистых технологий и устойчивого развития, которое на протяжении нескольких лет успешно развивается в составе казахстанской практики EY. Наши эксперты помогают предприятиям правильно оценивать влияние на регион, в котором они ведут деятельность, правильно доносить информацию о своем вкладе широкой общественности, содействуют в разработке стратегии КСО и составлении нефинансовой отчетности. Тот факт, что в Казахстане есть спрос на подобные услуги, указывает на то, что сегодня бизнес готов говорить не только о своих результатах, но и о нефинансовом влиянии на окружающую среду и общество, причем не всегда только положительном.
– Как вы оцениваете деловой и инвестиционный климат в стране? Какое влияние на повышение инвестпривлекательности оказало вступление Казахстана в ВТО?
– С 2001 года EY является активным членом Совета иностранных инвесторов (СИИ) при президенте РК. Это диалоговая площадка между правительством и иностранными инвесторами, где я являюсь сопредседателем с иностранной стороны рабочей группы СИИ по реализации инвестиционной политики. Ежегодно совместно с Министерством по инвестициям и развитию РК при участии представителей ведущих иностранных инвесторов мы определяем план работ, в котором обозначаем наиболее приоритетные вопросы в отношении инвестклимата как для действующих в стране, так и потенциально новых инвесторов. В их числе: применение лучших международных практик, совершенствование законодательства, налоговое и таможенное администрирование и многое другое.
Как лицо, непосредственно вовлеченное в отстаивание интересов сообщества иностранных инвесторов, скажу, что прогресс есть по многим пунктам. В то же время остаются вопросы, которые необходимо решать. Например, правоприменительная практика, то есть как законы применяются на деле. Это связано с тем, что зачастую возникают споры из-за разницы в интерпретации законодательства между инвесторами и государственными органами.
Несмотря на это, в целом я даю положительную оценку инвестиционному климату в стране. Верно также и то, что нам есть куда стремиться, и здесь как нельзя кстати вступление Казахстана в ВТО, так как оно влечет за собой необходимость приведения многих процессов в соответствие с передовыми практиками ВТО.
– Ерлан Беркинович, чтобы привлечь внимание иностранных инвесторов, Казахстан должен продемонстрировать наличие портфеля привлекательных проектов. Есть ли такие, на ваш взгляд, и в каких отраслях экономики?
– Такие проекты есть, и практически в каждой ключевой индустрии. Безусловно, все, что связано с сырьевым сектором, всегда привлекает иностранных инвесторов. И свидетельство тому – большое количество зарубежных компаний, которые работают в нефтяной и горнорудной промышленности. Если выйти за рамки добывающих отраслей, я думаю, что сельское хозяйство и пищевая промышленность, розничная торговля, машиностроение, химическая промышленность, возобновляемые источники энергии, медицина, туризм – очень интересные направления с потенциалом динамичного роста. Необходимо обратить внимание и на инфраструктурные проекты, в которые вкладываются собственные средства Казахстана и в которые также инвестируют международные финансовые институты.
Некоторое время тому назад на площадке рабочей группы Совета иностранных инвесторов по инвестиционной политике мы реализовали проект Success Stories в виде публикации с историями успеха действующих в Казахстане инвесторов, которую правительство затем обширно распространяло за рубежом с целью демонстрации наличия в стране привлекательных инвестпроектов в целом ряде отраслей.
– Каковы стратегические цели EY на ближайшее время и какие шаги следует предпринять для их достижения?
– Как я говорил ранее, сегодня практика EY в Казахстане представлена четырьмя основными направлениями, в каждом из которых мы ставим перед собой определенные задачи.
Если же говорить о практике в общем, то в ближайшие годы мы намерены усилить присутствие в регионах, в частности, в Западном Казахстане, а также соседних странах Центральной Азии. Мы планируем расширять линейку консультационных услуг, при этом услуги будут становиться все более специализированными и максимально соответствующими особенностям клиентов. Конечно же, мы будем и далее активно вовлекаться в законотворческую деятельность, возглавляя и участвуя в рабочих группах по ключевым вопросам ведения бизнеса на площадках ведущих бизнес-ассоциаций. И, таким образом, продолжим отстаивать интересы инвесторов.
Есть и другой немаловажный аспект, которому мы сейчас уделяем особое внимание в своей стратегии, – это адаптация к «новой реальности». Как вы сами понимаете, сегодня мы живем в период быстрых перемен и повсеместной цифровизации, а вместе с этим информационного переизбытка и повышенных рисков. Время непростое, но очень интересное и влекущее за собой новые возможности. Будучи консультантами, мы обязаны не просто поспевать за развитием технологий, но и в определенной степени опережать тенденции. Более того, мы должны уметь оперативно адаптироваться самим и помогать нашим клиентам адаптировать их бизнесы, сохраняя конкурентоспособность.
Один из важных компонентов нашей текущей стратегии – это digital. Мы стремимся упрощать, оптимизировать и совершенствовать, переводя в цифровой формат многие процессы внутри EY, а также предлагаем соответствующие решения клиентам. В некотором смысле мы, можно сказать, являемся проводником наших клиентов и бизнес-партнеров в мир будущего. Задача бизнеса в новых условиях – вовремя адаптировать свою операционную модель, для того чтобы получить максимальный эффект от новых возможностей, которые несут цифровые технологии.
В EY мы создали отдельное подразделение EY Digital, задачей которого и является помощь нашим клиентам в разработке стратегии Digital Transformation и ее внедрении, включая конкретные цифровые и ИТ-решения.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.