Вопреки заявлениям Национального банка РК о том, что в последние несколько месяцев он не проводит валютные интервенции на рынке, Нацбанк регулярно, практически ежедневно участвует в торгах валютой. Поэтому нельзя утверждать, что в июне он продавал доллары только 21 и 22 июня и не делал этого в другие дни, заявил член правления Halyk Finance Мурат Темирханов. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz.
В течение месяца Нацбанк покупает и продает валюту, пояснил Мурат Темирханов. Когда сумма покупки равна сумме продажи, его присутствие на рынке равно нулю. Так было с сентября 2016 по май 2017, чистая сумма валютных интервенций оказалась нулевой, добавил он. В июне у него это не получилось из-за избыточного спроса на доллары в течение всего месяца.
«В связи с регулярным присутствием Нацбанка на валютном рынке нельзя утверждать, что он продал 101 млн долларов только 21 и 22 июня и ничего не продавал в другие дни. В целом за месяц такая сумма интервенций является небольшой и вполне приемлемой с точки зрения сглаживания резких колебаний курса», — сказал Мурат Темирханов.
Нalyk Finance неоднократно предлагал регулятору публиковать не чистые, а валовые суммы интервенций. То есть показывать объемы проданной и купленной валюты за месяц на бирже по отдельности и лучше всего в ежедневном режиме. Таким образом Нацбанк повысит прозрачность своих действий, добавил эксперт.
Кроме того, для понимания проводимой Нацбанком монетарной политики для участников рынка важна информация о валютных обменных операциях, которые он проводит вне KASE. Есть подозрения, что суммы таких операций очень существенны и серьезно влияют на валютные курсы на самой бирже, поделился Мурат Темирханов.
«Еще раз хотел бы обратить внимание на среднемесячный курс тенге к российскому рублю. Если посмотреть статистику Нацбанка, то можно заметить, что в мае-июне он четко стоял на уровне 5,5 тенге за рубль. Такая стабильность может указывать на то, что целью регулярных интервенций Нацбанка на бирже является сохранение паритета тенге к рублю», — добавил эксперт.
Если регулятор занимается именно этим, то такая политика имеет свои положительные и отрицательные стороны, но она однозначно лучше, чем фиксировать курс тенге по отношению к доллару, заключил он.
Нацбанк сглаживает скачки курса, но есть тренды, на которые он не может повлиять, заметил финансовый консультант Ерлан Ибрагим. Интервенции 21 и 22 июня, о которых сообщил регулятор, совпали с падением стоимости барреля нефти до 45 долларов и тем, что Центробанк России начал опускать курс доллара с 58 до 60 рублей.
«Давление испытал и тенге. С учетом кросс-курса рубля к тенге нацвалюта в тот момент могла выйти на уровень 330 тенге за доллар. Но своими интервенциями Нацбанк не дал этому произойти и попытался удержать американскую валюту на уровне 324 тенге», — сказал Ерлан Ибрагим.
Вопрос в том, какова максимальная курсовая планка Нацбанка, за которую он «готов биться насмерть», продолжил эксперт. Когда регулятор устанавливает уровень в 324 тенге за доллар, участники рынка понимают, что он занижен и начинают активно скупать доллары. И тогда Нацбанк вынужден проводить интервенции, чтобы удержать нацвалюту в этом переделе.
Как сообщалось, 21 и 22 июня Национальный банк осуществил валютные интервенции на валютном рынке на сумму 101 млн долларов для того, чтобы ограничить возрастающую волатильность тенге. Таким образом регулятор удовлетворил избыточный спрос на доллары США.