Падение цен на нефть в 2014—2016 годах создало два глобальных риска для стран, экономика которых «держится» на углеводородах: девальвации национальных валют и потери золотовалютных резервов. Меньше всех на поддержание курса валюты потратил Казахстан, пишут «Известия» со ссылкой на исследование консалтинговой компании «ФинЭкспертиза».
Россия к середине 2017 года справилась с этими рисками лучше многих стран, оказавшихся в ловушке сокращающегося экспорта. Государство в острые годы потратило 965 долларов из золотовалютных резервов из расчета на человека за весь период низких цен, Саудовская Аравия — 3,6 тыс. долларов, Катар — 2,8 тыс. долларов, Норвегия — $1,4 тыс. долларов. Рубль при этом к сегодняшнему дню отыграл большую часть понесенных тогда потерь.
«Меньше всех потратился на кризис Казахстан — всего 75 долларов на человека, но и золотой запас у страны относительно небольшой — около 30 млрд долларов. Также немного потратили Нигерия (80 долларов на жителя), Венесуэла (187 долларов), которая тратила резервы, пока они не исчерпались», — говорится в тексте.
Валюты практически всех нефтедобывающих стран сильно девальвировали в последние три года. Исключением стали Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Все эти страны направили на поддержание курса свои резервы.
По словам экспертов, судить о том, как центробанки стран мира справились с нефтяным шоком, можно по тому, как курс их валют сегодня отличается от курсов лета 2014 года. По данным исследования, хуже всего пришлось Нигерии (девальвация на 88%), Казахстану (72%) и Анголе (70%). Россия с падением курса на 59,2% на четвертом месте.