Председатель Нацбанка Данияр Акишев считает, что эффект от инвестиций в тот или иной инструмент нужно оценивать в той валюте, в которой были произведены вложения. Так, учитывая, что вложения в Международный банк Азербайджана (МБА) были в долларах, то и потери по ним нужно оценивать в долларах. Об этом глава Нацбанка сообщил на встрече с журналистами, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
На встрече один из журналистов задал вопрос Данияру Акишеву. «Вы согласны с тем, что ЕНПФ ничего не потерял от инвестиций в МБА в долларовом выражении, в тенговом — оказался в плюсе. На днях такое заявление сделал экс-глава Нацбанка Кайрат Келимбетов. Насколько вы согласны с данным мнением?».
Глава Нацбанка поделился своим мнением. «У меня есть два наблюдения на этот счет. Первое — касается изменения стоимости (инвестиций. — Ред.). Очевидно, что есть (инвестиции. — Ред.) в иностранной валюте и в национальной. Понятно, что после девальвации (вложения в инструменты в инвалюте. — Ред.) покажут совсем другие значения (в тенге. — Ред.). В этих условиях (после девальвации. — Ред.) можно любой инструмент оценить и сказать: не нужна доходность по инструменту, инвестиции в валюте будут приносить доход. И по возможности можно вообще ничего не делать. В чем смысл тогда инвестиционной декларации, менеджмента? Считаю, что это (пересчет иностранных инвестиций в тенге. — Ред.) немножечко сознательный уход от того, что эффективность управления в каждой валюте должна оцениваться отдельно. Это все-таки базовый принцип управления. Нужно оценивать (эффективность инвестиций. — Ред.) в той валюте, в которой они были произведены, соответственно и убытки», — считает Данияр Акишев.
Он привел еще один пример в подтверждение своей позиции. «Представьте, вы держите депозит в банке под 14% годовых и к вам приходят и говорят — теперь ваш депозит мы не возвращаем, мы переводим его в государственный банк, ставка по нему будет 6%, и заберете вы вклад не через 10 лет, а через 15 лет. Но при этом вы ничего не потеряете по депозиту. Вы согласны на такие условия? Думаю, нет. Поэтому вопрос о том, потерял или не потерял ЕНПФ (от вложений в МБА), нужно ли считать упущенную выгоду? Думаю, нужно считать», — заметил глава Нацбанка.
Данияр Акишев поделился вторым наблюдением. «Не буду раскрывать сейчас детали, но Нацбанк провел в 2014 году, в августе или в сентябре, одну операцию. Там была выведена очень большая сумма в долларах из ЕНПФ. Если я посчитаю теперь эту сумму через девальвацию и упущенную выгоду вкладчиков, она в разы превысит те потери, которые понес ЕНПФ. Там (по сделке. — Ред.) был один бенефициар, г-н Келимбетов об этом знает. То есть если он (г-н Келимбетов) говорит „А“, и говоришь, что инвестиции в долларах в результате девальвации принесли огромный доход в тенге, то нужно понимать, что те инвестиции, которые ушли в долларах (в августе-сентябре 2014 года. — Ред.) в то время понесли огромную упущенную выгоду для вкладчиков ЕНПФ. Эту информацию мы тоже отправили в органы», — заметил финрегулятор.
Напомним, ранее экс-глава Нацбанка Кайрат Келимбетов в интервью экс-членам общественного совета при ЕНПФ подчеркнул, «в долларовом выражении никаких потерь по вложениям в МБА нет, а в тенговом выражении — огромный плюс».
Также он уточнил, что в облигации МБА Нацбанк вложил не 79 млрд тенге активов ЕНПФ, как пишут ряд СМИ, а 45 млрд. «В октябре 2014 года были инвестированы около 45 млрд тенге. Если вы помните, курс тогда был 180. Поэтому были куплены 250 млн долларов. То есть, если говорить в этих терминах на все эти годы, то, во-первых, все эти деньги в октябре 2014 года были уже защищены от уже проведенных девальваций и от всех тех будущий девальваций, которые предстоят. И они уже начали выплачиваться. На сегодняшний день почему-то эту информацию не освещают, уже 50 млн долларов по купонным выплатам вернулось. По сегодняшнему курсу это 17 млрд тенге. То есть 45 вложили, 17 вернулось, больше трети. Теперь все, что оставалось, азербайджанское правительство сказало „мы вам все вернем“, по такой соответствующей схеме», — сказал он в интервью.
Он сообщил, что заемщиком теперь будет правительство или министерство финансов Азербайджана.
«Это как в том анекдоте. Помните, пришли теща с тестем в гости. Ушли, пропали ложки. Потом ложки, оказывается, нашлись, но осадок остался. Я хотел бы в терминах этого анекдота сказать — ложки на месте. Из-за этого весь ход дискуссии должен поменяться. Деньги в полном объеме будут возвращены в ЕНПФ по специальной схеме. Теперь основным должником нашим будет правительство Азербайджана. Это все равно что мы в октябре 2014 года купили еврооблигации со ставкой 4% на 18 лет, это все то же самое», — пояснил Кайрат Келимбетов.