Председатель Национального банка Данияр Акишев прокомментировал информацию о его возможной причастности к инвестированию в 2014 году пенсионных активов в облигации Международного банка Азербайджана (МБА), который является проблемным.
«Я не сторонник выяснения отношений, вы знаете, во время одной из последних пресс-конференций со СМИ, когда нам задали вопросы по МБА, я просто сказал, что решение по инвестированию пенсионных денег в облигации этого банка принимали люди, которые работали в тот момент в Нацбанке. Я не указывал конкретно лиц, считаю, что этим должны заниматься соответствующие органы и давать оценку их действиям. Но коль уж господин Келимбетов прямо обозначил, что я участвовал в этой сделке, хотел бы еще раз отметить. Вы знаете, 28 августа 2014 года распоряжением президента я был назначен заведующим отделом социально-экономического мониторинга Администрации Президента, соответственно, в октябре 2014 года я не мог никак участвовать в этой сделке, так как не работал в то время в Нацбанке. Очевидно, что эта информация не соответствует действительности. Более того, с марта 2014 года я не курировал деятельность подразделения, которое занимается управлением пенсионными активами и управлением резервами. Думаю, что господин Келимбетов об этом знает. Почему он так представил информацию, мне сложно говорить. Лучше задать эти вопросы ему, почему и зачем он так сделал», — подчеркнул глава регулятора.
Напомним, Кайрат Келимбетов в интервью экс-членам общественного совета при ЕНПФ — финансовому консультанту Ботагоз Жумановой и политологу Досыму Сатпаеву сообщил, что инвестиционная декларация фонда была утверждена правлением, причем за нее проголосовал положительно и нынешний председатель Нацбанка Данияр Акишев. «Нынешний председатель также был членом правления и, насколько я помню, проголосовал за нее положительно. И вообще, в октябре 2014 года он курировал этот департамент. Если уж говорить „та команда, эта команда“… Я не всегда понимаю, когда мы любим играть в такую игру про три пакета. Президент любит ее рассказывать на совещаниях. Любому начальнику дают три пакета. Первый пакет — вали все на предыдущего, второй — что-нибудь придумай, а третий — готовь три пакета. Но у этого есть своя карма. Все время в одну сторону можно говорить, но я не любитель, ни в предшествующую, ни в последующую. Есть процедуры, они не были нарушены», — сказал Кайрат Келимбетов в интервью.
Напомним, в октябре 2014 года в портфель пенсионных активов ЕНПФ были приобретены долговые ценные бумаги Международного банка Азербайджана на сумму 250 млн долларов (71,3 млрд тенге — Ред.) со сроком обращения 10 лет и полной ставкой 8,25%. «Сто процентов эмиссии МБА выкупил Нацбанк. Это решение принималось не сотрудниками ЕНПФ, а теми людьми, которые работали в Нацбанке (в октябре 2014 года. — Ред.)», — заметил в мае Данияр Акишев.
11 мая текущего года МБА объявил о том, что приостанавливает выплаты по внешнему долгу и предложит инвесторам обменять часть своих долгов на суверенные облигации Азербайджана. МБА подал заявление о банкротстве в Нью-Йоркский суд. Банк обратился в суд для признания процесса реструктуризации обязательств и предотвращения судебных исков со стороны иностранных кредиторов в отношении активов МБА.
В конце мая Международный банк Азербайджана предложил несколько вариантов реструктуризации своей задолженности. Нацбанк с правительством намерен выбрать наиболее оптимальный вариант.
Данияр Акишев отметил, что МБА представил несколько вариантов по реструктуризации обязательств, в частности старшего долга. Первый вариант заключается в том, чтобы обменять 250 млн долларов облигаций Азербайджанского банка в ЕНПФ на 200 млн долларов на 12-летние суверенные облигации (до 2029 года — Ред.) с 20%-ной скидкой с купоном 5,125%. Согласно второму варианта долг в 250 млн долларов обменивается по номиналу на новые 15-летние суверенные облигации (до 2032 года) Республики Азербайджан с купоном 3,5%. Третий вариант заключается в том, чтобы обменять 250 млн долларов текущих обязательств МБА на новые 7-летние облигации МБА (до 2024 года) с купоном 3,5%. Процесс реструктуризации в любом случае предполагает потери по облигациям Международного банка Азербайджана. Мы выберем с правительством наиболее оптимальный вариант по реструктуризации. Информация о сделке по покупке облигаций МБА доведена до главы государства", — отмечал ранее Данияр Акишев.