Магжан Ауэзов: для ForteBank объединение — пройденный этап!

20.06.2017 • 08:53 3456

Магжан Ауэзов: для ForteBank объединение — пройденный этап!

«Для банков Казахстана наступило время заниматься внутренними вопросами. В ForteBank этот этап пройден. Мы сфокусированы на клиентах»

О своей деятельности в АФК, переходе в ForteBank и о планах развития банка в интервью изданию рассказал Председатель Правления банка Магжан Ауэзов, назначенный на эту должность в конце 2016 года.

— После того, как Вы возглавили АФК, Вы дали большое интервью, в котором говорили, что будете работать над антикризисной программой сектора. Достигнута ли, по Вашему мнению, эта цель?

Я возглавил Совет Ассоциации финансистов Казахстана весной прошлого года. В конце февраля 2017 года Общее собрание Ассоциации приняло мой отчет о проделанной за год работе и в связи с назначением на должность Председателя Правления ForteBank разрешило мне перейти с позиции Председателя Совета на позицию члена Совета Ассоциации. Таким образом, я остаюсь в стратегическом руководстве Ассоциации и планирую продолжать активно участвовать во всех обсуждениях и работе в отношении реформы сектора.

Теперь коротко о результатах работы АФК за 2016 год.

Задачей, требовавшей немедленного решения после моего избрания, было обеспечить Ассоциацию ресурсной базой для стабильной работы. Мы расширили состав Совета АФК, пригласив первых руководителей и акционеров крупнейших финансовых организаций страны, представлявших как банки, так и фондовый и страховой рынки. Далее, при личном участии членов Совета мы провели фандрейзинг, по результатам которого смогли обеспечить Ассоциацию финансовыми ресурсами на несколько лет вперед. Так, согласно аудированной отчетности (АФК с 2016 года проходит годовой аудит компанией «большой четверки»), активы Ассоциации в 2016 году выросли в десять раз до 590 млн. тенге., а капитал составил 529 млн. тенге (в 2015 году — соответственно 61 млн тенге и 48 млн. тенге), операционный доход в 2016 г. составил 987 млн. тенге, увеличившись более чем в четыре раза по сравнению с 2015 г., а совокупный доход за год (эквивалент чистой прибыли в коммерческих компаниях) составил 481 млн. тенге по сравнению с убытком 50 млн. тенге годом ранее.

Ассоциация переехала в большой светлый и современный новый офис в пяти минутах ходьбы от Национального Банка РК, также был расширен и переоборудован офис Ассоциации в Астане. Заработные платы сотрудникам были приведены к рыночным для сильных специалистов финансового сектора. Самое главное, был заложен резерв по финансированию на годы вперед. Если на конец 2015 года у Ассоциации на счету было 36 млн. тенге, то 31 декабря 2016 г, на счетах уже было 378 млн. тенге.

— Что дало привлечение дополнительных средств в АФК?

Решив задачу по материальному обеспечению работы АФК, мы смогли сконцентрироваться на ключевых задачах.

Первое, в прошлом году значительно повысилась роль и видимость Ассоциации. Председатель Совета вошел в состав советов директоров Фонда проблемных кредитов, Казахстанского Фонда гарантирования депозитов, в Консультативный совет по вопросам налогообложения при Правительстве, в Совет по конкурентоспособности при Правительстве, в Steering Committee Международного финансового центра Астана, стал постоянным приглашенным заседаний Правительства РК. Активно велась работа в рамках Научно-Консультативного Совета при Верховном Суде и Комиссии по контролю за расходованием средств, выделенных из Национального фонда РК. АФК получила бессрочную аккредитацию в Национальном Банке РК, а в Министерстве Финансов и Министерстве Экономики — на три года, что обеспечило Ассоциации участие на стадии разработки в обсуждении всех законопроектов и регуляторных инициатив, имеющих отношение к сектору.

Это позволило добиться ряда важных для отрасли практических результатов. Предложения финансового сектора были учтены при внесении изменений в Налоговый кодекс (продление на десять лет возможности банков использовать механизм ОУСА для управления стрессовыми активами), в Законе о платежах (по вопросам применения платежных требований — поручений и структуры межбанковской платежной системы), при обсуждении проведения обзора качества активов сектора (AQR) Национальным Банком, при принятии Нормативного постановления Верховного Суда РК по вопросам практики по взысканию проблемной задолженности и многим другим.

АФК были собраны и направлены в Национальный Банк предложения и рекомендации по вопросам развития банковского, фондового и страхового рынков, реформы пенсионной системы. Радует, что многие из них нашли отражение в большой работе, которую регулятор ведет по реформе сектора в рамках четырех кодексов (Налоговый, Гражданский, Гражданский процессуальный, Кодекс по административным правонарушениям) и двадцати девяти законам.

Второе, в отдельный блок была выделена работа по разработке отраслевых стандартов и обсуждению лучших практик. В 2016 году приоритетной была отработка механизмов по противодействию легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОДФТ). АФК были проведены восемь обучающих семинаров для сотрудников банков, 165 специалистов были сертифицированы. Совместно с Национальным Банком и Комитетом по финансовому мониторингу при Министерстве финансов РК была проведена конференция по вопросам ПОДФТ. Важной оценкой нашей работы в этом направлении, считаем то, что Евразийской группой по ПОДФТ была поддержана инициатива АФК по разработке региональной программы совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга Российской Федерации. Схожая работа проводилась по вопросам практики в части FATCA и электронным платежам.

Третье, большое внимание было уделено вопросам коммуникаций. Мы запустили цикл авторских передач по повышению финансовой грамотности на телеканале Atameken Business Channel. Организовали лекции и обсуждения по вопросам развития финансового рынка для казахскоязычных журналистов. Полностью обновлен сайт АФК с целью максимального удобства пользования, в том числе с мобильных телефонов. Создан аналитический центр, который теперь на постоянной основе готовит обзоры рынка и аналитику.

— Есть ли вопросы, которыми планировали заняться, но не успели?

Важный вопрос, по которому получилось сделать меньше, чем хотелось — это обсуждение развития перспективных финансовых технологий, как дополнения и альтернативы традиционным банковским продуктам. На этом я готов сконцентрироваться уже в роли члена Совета АФК в будущем.

— Основную часть Вашей карьеры Вы проработали в Казкоме — крупнейшем на тот момент банке страны. Какие задачи поставили перед Вами, приглашая возглавить Forte, на тот момент 8-й по размеру активов и начинающий развиваться банк?

В 2017 год ForteBank вступил с самым высоким показателем достаточности капитала в отрасли, большим запасом ликвидности, сильной и профессиональной командой. С начала года мы уже поднялись на две позиции в рейтинге по активам.

Я ни в коем случае не соглашусь с тезисом, что ForteBank является только начинающим развиваться банком. Напротив, в фундаменте финансового института — стратегическое видение акционера банка, Булата Жамитовича Утемуратова, и опыт команды, которая под его руководством построила АТФБанк, на момент продажи группе UniCredit, являвшийся одним из первых и наиболее инновационных и успешных коммерческих банков страны. В ДНК ForteBank — опыт пионера розничного кредитования в Казахстане — Альянс Банка, наработки в работе с малым и средним бизнесом Темир Банка, а теперь и навыки ключевой коммерческой команды Казкоммерцбанка.

Сегодня банковский сектор вступает в беспрецедентный процесс консолидации. В этой связи, ForteBank находится в уникальной ситуации. В отличие от коллег, мы не начинаем, а уже завершили работу по объединению. Сложнейшие процессы интеграции IT платформ, миграции баз данных, оптимизации персонала, поиска продуктовой синергии и пр. — для нас уже пройдены. Сейчас банк нацелен на работу с клиентами, разработку и предложение технологичных и современных продуктов. Мы готовы к конкуренции и обеспечим результат. В этом я вижу свою основную задачу.

fa437611d40f08806635ea44258.jpg

— Каковы приоритетные направления развития банка в 2017 году?

Важной задачей 2017 года является модернизация филиальной сети. Первый этап уже завершен — количество отделений сокращено до оптимального. Этот процесс занимает время, требует большого управленческого внимания и нашим коллегам в объединяющихся банках это еще предстоит. Второй этап — глубокое переоборудование и перестройка филиалов — сегодня в фазе активной реализации. Концепция была разработана для нас дизайнерским бюро DINN (Италия) в соответствии с самыми современными требованиями к банковскому обслуживанию и в 2016 году была отмечена среди двенадцати лучших дизайн проектов банковских отделений в мире по версии издания The Financial Brand (США). С марта этого года каждую неделю мы открываем филиалы нового формата по всей стране. Они уже принимают клиентов в Астане, Алматы, Шымкенте, Каскелене, Таразе, Костанае, Кокшетау, Усть-Каменогорске, Семее и Петропавловске. В течение двух недель к ним добавятся Караганда и Уральск, и к осени — остальные города западного Казахстана. Уверен, что новый формат отделений ForteBank с этого года станет отраслевым стандартом, с которым клиенты будут сравнивать филиалы всех банков.

Второе, как и все банки, думающие о будущем, мы уделяем исключительное внимание развитию новых технологий, в особенности развитию мобильного и интернет банкинга. Мобильное приложение ForteBank разработано мировым лидером в этой сфере — английской компанией Monitise, решениями которой пользуются VISA и MASTERCARD, SAMSUNG и VIRGIN, банки RBS и Santander и даже FIFA. Я хорошо знаю сильные и слабые стороны мобильных приложений лидеров рынка, например, Homebank, и уверен, что наше решение более чем конкурентоспособно за счет удобства для пользователя, отличного интерфейса и работы над постоянным обновлением, которую мы ведем с Monitise. В активной работе у нас ряд уникальных предложений для юридических лиц, которые мы представим до конца этого года.

Третье, в этом году мы делаем особый акцент на работе с предприятиями малого и среднего бизнеса и корпоративными клиентами. Мы усилили этот блок кадрово и организационно, выделили отдельную группу юристов и администраторов, специализирующуюся на кредитовании, сократили время рассмотрения кредитных заявок, внедрили ряд новых и доработали существующие продукты. При этом мы сознательно стараемся избегать разовых крупных кредитных сделок, которые могут позволить стремительно нарастить активы, но в случае ухудшения финансового состояния заемщика существенно повлияют на уровень неработающих займов.

Отдельно хотел бы отметить направление Premier banking, представляющее эксклюзивный сервис для VIP клиентов в специальных отделениях банка в Астане, Алматы и Шымкенте. Основной фокус в этом блоке — расширение спектра продуктов и услуг для наших самых требовательных клиентов, чтобы VIP обслуживание не ограничивалось предложением по сути стандартных операций в красивом офисе и парой бантиков, таких как скидки в ресторанах или магазинах. Так, например, с прошлого месяца мы совместно с нашим партнером — компанией «большой четверки» — предлагаем клиентам консультационные услуги по налоговым вопросам, что на мой взгляд особенно актуально с учетом завершившейся легализации. Недавно мы заключили партнерское соглашение с одним из крупнейших private bank-ов Азии. Уверен, что возможности партнеров заинтересуют наших клиентов и помогут им в управлении активами.

— Какие результаты банк продемонстрировал за 5 месяцев текущего года?

Очевидно, что клиенты верят в ForteBank. По состоянию на 1 мая с начала года наша депозитная база выросла на 7% на фоне общерыночного снижения на более чем 4,5%. Активы банка выросли более чем на 5%, на фоне общерыночного падения на 2,6%. Как следствие, ForteBank с начала года уже поднялся в рэнкинге по размеру активов на две позиции, с восьмого на шестое место.

Количество пользователей мобильного банкинга с начала года удвоилось. Выпуск Fortecard вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, а обороты по активным картам за пять месяцев превысили обороты за весь 2016 год. Количество POS-терминалов также удвоилось, а обороты по ним увеличились в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.

В блоке по работе с юридическими лицами мы также видим значительный рост. С начала года свыше 7 500 предприятий малого и среднего бизнеса открыли счета в ForteBank, по сравнению с 4 451 за аналогичный период прошлого года (рост на 69%), а объем комиссионных доходов от операционного обслуживания этих компаний вырос на 65%. Объем кредитных выдач за пять месяцев вырос более чем на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом объем одобренных кредитных заявок уже превысил показатель за весь 2016 год. По такому востребованному клиентами продукту как «гарантии для предприятий малого бизнеса» результаты тоже радуют. С начала года мы выпустили более 10 500 гарантий на сумму свыше 13 млрд. тенге, при этом за аналогичный период 2016 года было выдано 4 150 гарантии на сумму 4.3 млрд. тенге.

В результате, комиссионные доходы по всем направлениям бизнеса ForteBank за пять месяцев выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 55%, а чистая прибыль банка на 150%. Насколько мне известно, ForteBank — единственный из крупных банков страны, который смог выплатить в 2017 году дивиденды акционерам.

— Сейчас в банковском секторе РК происходят глобальные изменения. Мы видим, что некоторые банки приостанавливают деятельность, лишаются лицензий, другие объединяются, на рынке появляются новые зарубежные игроки. Как изменится ландшафт банковского сектора и каким образом он будет развиваться в дальнейшем?

Вы совершенно правы. Количество банков в стране сократится по трем причинам.

Первое, требования по достаточности капитала будут только ужесточаться. Для многих банков внедрение стандарта МСФО9, проведение оценки качества активов (AQR) и ряд других инициатив, с которыми я хорошо знаком по работе в АФК, приведут к необходимости увеличения капитала со стороны акционеров, либо к поиску синергии через консолидацию, либо к закрытию.

Второе, доходность банковских операций продолжит снижаться по всем продуктам под давлением конкуренции и вхождению на рынок небанковских игроков (финтех). Мы уже видим, какое количество услуг банками предоставляется бесплатно, широко применяются кэшбеки по карточным операциям и так далее. Нормализация ситуации на денежном рынке значительно снизила доходность казначейских операций, а стабилизация тенге к доллару США снижает объем доходов от конверсионных и обменных операций и так далее. Для сохранения минимальной приемлемой прибыльности банкам необходимо постоянно предлагать новые продукты и повышать их технологичность. Это требует высоких фиксированных расходов на разработку и постоянные инновации. Укрупнение может частично помочь решить эту проблему за счет экономики масштаба.

Есть еще один, субъективный, но на мой взгляд, важный фактор. Рост конкуренции как в секторе, так и со стороны небанковских игроков и ожиданий в отношении сервиса и продуктов со стороны клиентов ведут к постоянно возрастающим требованиям к профессионализму и знаниям менеджмента. Не исключаю, что в некоторых случаях, менеджмент может рекомендовать акционерам объединение, как альтернативу сложной и кропотливой работе, которую иначе надо проводить самостоятельно. Такие объединения не будут успешными, поскольку не решают фундаментальных задач.

По иностранным банкам — за исключением по-прежнему активного присутствия на рынке государственных российских банков и разовой сделки по продаже доли в Алтын Банке китайским инвесторам, на мой взгляд, оснований ожидать притока иностранного капитала в банковский сектор нет.

Таким образом, ландшафт изменится в сторону сокращения количества банков и более жесткой продуктовой и ценовой конкуренции между остающимися игроками.

— Как консолидация может отразиться на клиентах?

Для клиентов объединяющихся банков — к сожалению, вполне возможно, что отрицательно.

Что имеется в виду под объединением банков c управленческой точки зрения? На период от года до двух менеджмент будет сфокусирован на сокращении расходов, увольнении персонала, закрытии дублирующих функций и подразделений, решении юридических вопросов, объединении IT платформ, миграции баз данных, ребрендинге, унификации продуктовой линейки, внутренних нормативных документов, процессов и процедур, а также на неизбежно возникающих в такой ситуации внутренних конфликтах.

Уходящая команда (а одна неизбежно уходит) решений уже не принимает, а новой требуется время для знакомства с бизнесом и клиентами, при этом ей надо заниматься всеми вопросами выше. В результате, есть риск возрастания сроков рассмотрения обращений клиентов, увеличивается риск ошибок, а разработка продуктов и поддержание качества обслуживания на практике может отойти на второй приоритет.

Профессионализм менеджмента, ответственного за объединение, заключается, в том числе, в правильном управлении описанными выше рисками, которые могут привести к серьезным негативным последствиям для клиентов, а, следовательно, и для банка.

— Что из себя представляет ForteBank сегодня?

Сегодня ForteBank — это профессиональный универсальный банк, с уникальными конкурентными предложениями, основанными на огромной работе, проведенной коллективом под руководством Тимура Исатаева и Талгата Куанышева в предыдущие годы. Банк успешно работает в розничном сегменте и все активнее в сегментах МСБ, крупного корпоративного бизнеса и Premier банкинга.

По уровню достаточности капитала К-1, банк занимает первое место среди крупнейших банков страны (20,1% при нормативе в 5,5%). Показатель ликвидности К-4 составляет 253% при нормативе не менее 30%. Это говорит о том, что банк уверенно стоит на ногах и имеет достаточно средств, чтобы кредитовать бизнес и население.

3500 специалистов работают в ForteBank в 19 филиалах и 120 отделениях по всей стране. С начала года я посетил все наши филиалы, некоторые — более нескольких раз, каждый раз встречаюсь с клиентами и подробно разговариваю с коллегами. Убежден, что у нас оптимальная по покрытию филиальная сеть, а отделения нового формата качественно отличаются от конкурентов.

В 2016 году ForteBank получил повышение рейтинга от международного агентства Moody’s до уровня (В3), прогноз стабильный, а по результатам прошедшего года был признан самым быстрорастущим розничным банком в стране по версии Global Banking & Finance Review Awards.

ForteBank работает с ЕБРР по программам финансирования малого и среднего бизнеса и соответствует всем требованиям ЕБРР к банкам-партнерам.

Банк активно участвует во всех государственных программах финансирования и в ряде регионов является одним из лидеров по освоению этих средств.

Управленческая команда высоко профессиональна, имеет большой опыт работы в ведущих отечественных и международных компаниях. Из восьми членов правления банка четверо были в разное время первыми руководителями или исполняли обязанности первого руководителя в банках Казахстана, шесть из восьми работали в международных банках.

Суммируя, могу с уверенностью сказать, что ForteBank — это современный банк с энергичным и знающим свое дело коллективом и четким планом работы, готовый к серьезному росту.

Мы понимаем, что сейчас для многих банков наступило время заниматься внутренними вопросами. Для нас этот этап пройден. Мы сфокусированы на клиентах.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ForteBank Магжан Ауэзов

20.06.2017 • 08:53 3456

Поделиться
Магжан Ауэзов: для ForteBank объединение — пройденный этап!
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus