Вопрос суммы строительства объектов ЭКСПО обсуждается с начала открытия выставки. Жару к обсуждениям добавило высказывание президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. Напомним, глава Кыргызстана сказал журналистам буквально следующее: «Если бы я потратил столько денег (сколько Казахстан на проведение EXPO, — ред.), меня бы сожгли, наверное… А в Казахстане люди… поддерживают власть. Я позавидовал, честно скажу!» В среду председатель правления АО «Нацкомпания «Астана ЭКСПО-2017» в эксклюзивном интервью корреспонденту газеты «Время» прокомментировал заявление главы Кыргызской Республики, сделанное накануне.
Поскольку никто из официальных лиц Казахстана на эти слова не отреагировал, мы попросили Ахметжана Есимова высказать свое личное отношение.
Концертный комплекс на территории ЭКСПО
«Что сделает кыргызский народ со своим президентом, я не знаю, — с улыбкой ответил Ахметжан Смагулович. — У нас президент и его начинания находят абсолютную поддержку у населения. В частности, по данному проекту, которым я непосредственно занимаюсь, хочу сказать, что затраты на строительство объектов ЭКСПО составили не $3 млрд (именно эту цифру назвал Атамбаев, — ред.), а $1,3 млрд. Как видите, эти объекты капитально построены, долговечны, и они будут служить народу Казахстана десятки лет, являясь в то же время достопримечательностью. Они одновременно и окупаемы. Только на сегодняшний день от спонсорства, продажи билетов, аренды, лицензионно-инвестиционной деятельности, размещения рекламы, парковки, правильного размещения денежных средств доходы составили 70 млрд тенге, или $220 млн. Поэтому, как видите, у господина Атамбаева не совсем верные данные по нашей выставке».
Саммит ШОС и «звездный час» Китая
9 июня в Астане торжественно открылась международная выставка ЭКСПО-2017.
Следует отдать должное главе государства Нурсултану Назарбаеву, у которого получилось совместить два масштабных мероприятия — ЭКСПО и саммит ШОС. Так, несмотря на то, что саммит Шанхайской организации сотрудничества стартовал днем раньше с двусторонних переговоров нашего президента с главами государств ШОС, его основная часть была перенесена на 9 июня во Дворец независимости в Астане.
Историческим этот саммит принято называть потому, что на нем официально новыми членами Шанхайской организации сотрудничества стали два государства, у которых есть ядерное оружие и нерешенные приграничные проблемы, — Индия и Пакистан. Учитывая то, что в ШОС уже состояли два государства с мощным ядерным потенциалом — Китай и Россия, — астанинский саммит, возможно, заложил основу формирования нового крупнейшего альянса политически сильных и экономически развитых государств.
Павильон Пакистана
Но, прежде всего, саммит ШОС в Астане — это новые экономические возможности, которые открываются на Евразийском континенте благодаря сотрудничеству двух «держав будущего», как уже сейчас называют их эксперты, — Индии и Китая. Ведь если рынок Индии удастся подключить к глобальному китайскому проекту возрождения Шелкового пути «Один пояс — один путь», страны Евросоюза получат стабильных и понятных партнеров в Азии, выверенную логистическую инфраструктуру и бесперебойный поток товаров и услуг в обоих направлениях. А Казахстан в этом проекте выполняет роль транзитного государства, благодаря чему в ближайшей перспективе мы сможем не на словах, а на деле диверсифицировать нашу экономику.
Саммит ШОС за два дня визита китайских компаний принес казахстанским партнерам контрактов на сумму в $7 млрд. Для сравнения: по информации министра по инвестициям и развитию РК Жениса Касымбека, за прошлый год товарооборот между Казахстаном и Китаем составил $8 млрд. Таким образом, лишь за пару дней двусторонних консультаций нам удалось практически законтрактовать годовой товарооборот между Астаной и Пекином.
С корабля на бал
После того, как на саммите главы государств подписали все необходимые документы, президент Нурсултан Назарбаев пригласил их на открытие международной выставки ЭКСПО-2017.
Вид с третьего уровня Сферы
В этот момент и произошло количественное и качественное сочетание двух мероприятий. Во-первых, открытие выставки почтили своим визитом не только президенты стран, входящих в ШОС, а вместе с Индией и Пакистаном их стало семь, но и главы государств — наблюдателей в Шанхайской организации сотрудничества. Во-вторых, в отдельном порядке приглашение президента Назарбаева приняли президенты стран, не имеющих к ШОС никакого отношения. Они просто приехали выразить свое уважение Нурсултану Назарбаеву как лидеру страны, с которой они состоят или хотели бы состоять в тесных экономических отношениях.
На открытии павильона Азербайджана
Итак, открытие выставки по линии ШОС посетили: председатель КНР Си Цзиньпин, президенты России Владимир Путин, Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, Таджикистана Эмомали Рахмон, Узбекистана Шавкат Мирзиеев, Армении Серж Саргсян, Беларуси Александр Лукашенко, Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, премьер-министр Индии Нарендра Моди, премьер-министр Исламской Республики Пакистан Наваз Шариф.
В то же время откликнулись на приглашение Нурсултана Абишевича президенты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Чехии Милош Земан, Сербии Александр Вучич, король Испании Филипп VI, премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, заместитель премьер-министра, министр по делам президента ОАЭ шейх Мансур ибн Зайед Аль Нахайян, председатель парламента Сингапура Халима Якоб.
Очередь перед турецким павильоном
Высокие гости президента Назарбаева стали свидетелями театрализованного представления, посвященного стихиям воды, ветра, солнца как основным источникам энергии, а после полюбовались грандиозным фейерверком.
На следующий день выставка заработала для всех гостей столицы. Более 130 павильонов распахнули свои двери посетителям. Не исключено, что заветный показатель в 2 млн посетителей, из которых 85%, как рассчитывается, должно быть из Казахстана в качестве внутренних туристов, а 15% - из-за рубежа, будет все же достигнут к закрытию выставки в сентябре текущего года.
Молодые китайцы растягивают национальный флаг
Китай, Южная Корея и Япония — абсолютные лидеры по посещаемости. Ежечасно собираются длинные очереди, в которых люди могут терпеливо простоять 10−15 минут.