«Страховой брокер Сбербанка» вышел на рынок Казахстана в марте. Компания планирует предоставлять услуги по обязательному и добровольному страхованию, перестрахованию, урегулированию и оценке убытков. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz генеральный директор ТОО «Страховой брокер Сбербанка» Денис Панов и заместитель генерального директора ТОО "Страховой брокер Сбербанка" Дмитрий Южаков рассказали, почему для экспансии был выбран казахстанский рынок и на каком сегменте компания намерена сконцентрироваться на начальном этапе.
Денис Панов
— В чем заключается ваша стратегия по развитию бизнеса в Казахстане на среднесрочную перспективу?
Денис Панов: В среднесрочной перспективе «Страховой Брокер Сбербанка» планирует в первую очередь выстроить четкие и понятные взаимоотношения с участниками страхового рынка Казахстана. Как молодому участнику рынка нам в ближайшее время предстоит много работы в совершенствовании бизнес-процессов и формировании профессиональной команды.
Мы ставим перед собой цель построить полноценную брокерскую компанию, где будут использоваться лучшие мировые практики в брокерском бизнесе, с полным спектром услуг и лучшим сервисом.
— В Казахстане работает 15 страховых брокеров. Как вы намерены конкурировать с таким пулом игроков?
Денис Панов: Начиная бизнес в Казахстане, мы провели огромное количество исследований страхового рынка, касающихся работы страховщиков и страховых брокеров. Изучив рынок, мы пришли к выводу, что большинство страховых брокеров работает преимущественно либо с определенной группой клиентов, либо они предоставляют узкий круг страховых услуг. Все зависит от целеполагания компании: если брокер ставит перед собой задачу обслуживать определенного клиента, так и будет.
Мы не планируем становиться компанией одной сделки или одного клиента, безусловно, наш фокус — это клиенты Сбербанка, и синергия со Сбербанком будет одним из наших преимуществ. Страховой брокер Сбербанка в России начал свою деятельность с середины 2014 года и по итогам 2016 года был удостоен почетного звания «Лидер России 2016» и вошел в топ-100 среди предприятий РФ по критерию «Чистый доход от реализации».
Безусловно, мы будем использовать преимущества накопленного опыта работы с клиентами и передовые IT-технологии материнской компании, что также поможет нам завоевать определенные позиции на рынке Казахстана.
— Насколько вы сможете конкурировать с казахстанскими брокерами по размеру комиссионного вознаграждения? В каких пределах в среднем варьируются комиссии страховщиков?
Денис Панов: Вопрос комиссионного вознаграждения в случае со страховым брокером — это всегда индивидуальный подход, возможно, по каким-то отдельным видам страхования мы придем к стандартным ставкам и условиям.
Размер комиссии зависит от целого ряда особенностей конкретной сделки. В вопросе определения комиссий мы будем исходить из желаний и возможностей наших клиентов. Сегодня на рынке Республики Казахстан разрыв комиссий очень велик, поскольку каждый страховой брокер имеет свои цели и, исходя из этих целей, выстраивает тарифную политику. Что касается наших комиссий, то мы не оторваны от реальности и будем следовать рыночным тенденциям.
Дмитрий Южаков
— Сотрудники ТОО «Страховой брокер Сбербанка» в Казахстане представлены экспатами из России или это казахстанские специалисты?
Дмитрий Южаков: Россия и Казахстан находятся в Евразийском экономическом союзе, одной из основополагающих четырех «свобод» которого является снятие барьеров для перемещения рабочей силы.
В нашей компании работают в основном сотрудники из Казахстана, которые хорошо знают страховой рынок республики и являются отличными специалистами в своей сфере. Россию представляет только генеральный директор компании.
Синергия опыта и знаний российского и казахстанского страховых рынков позволяет нам шире видеть потенциал и возможности для развития.
— Ранее в вашем официальном пресс-релизе сообщалось, что одним из ваших критериев отбора при проведении открытого конкурса станет уровень капитала. Какой порог по капиталу необходим казахстанским страховщикам, чтобы они смогли с вами работать?
Дмитрий Южаков: Уровень капитала — это, безусловно, существенный показатель, но мы будем учитывать не только его. Страховой брокер — это прежде всего представитель интересов клиента, наша задача обеспечить максимальное качество услуг, предоставляемых нашему клиенту. Поэтому важен не только размер капитала, но и деловая репутация страховой компании, уровень сервиса, который она обеспечивает, способность и готовность вести открытый диалог.
Мы уже завершаем процесс подписания соглашений о сотрудничестве со всеми ключевыми участниками рынка. Это компании, входящие в двадцатку лидеров страхового рынка Республики Казахстан, там есть и страховщики, занимающиеся общим страхованием и страхованием жизни.
Несколько соглашений уже заключены, остальные находятся в процессе подписания. Нашими партнерами уже стали такие страховщики, как «Евразия», «Виктория», «Казкоммерцполис», «Номад Иншуранс», «Казахмыс», «Номад Life», «Цесна-Гарант», «НСК».
Надеемся, что со временем этот список будет только расширяться и мы реализуем много интересных сделок с каждым из наших партнеров.
Присутствие ТОО «Страховой брокер Сбербанка» на территории Республики Казахстан
— Как вы оцениваете казахстанское законодательство в области страхования?
Денис Панов: Казахстанское законодательство в достаточной степени регулирует страховой рынок, но любое законодательство требует непрерывного совершенствования, поскольку мир меняется, появляются новые технологии. Сейчас в проекте Национального банка РК находится большой пакет инициатив по совершенствованию страхового бизнеса в Казахстане. Например, обсуждается возможность раскрытия информации клиентам о вознаграждениях страховых агентов, изменениях в части электронно-цифрового оформления страховых полисов. Есть также существенные изменения, которые коснутся регулирования деятельности страховых брокеров.
Подходы к регулированию страхового рынка России и Казахстана имеют ряд принципиальных отличий, особенно в части оплаты комиссионного вознаграждения. Но принципиальная роль страхового брокера, как участника рынка, имеет общее отражение как в казахстанском, так и в российском законодательстве — прежде всего это защита интересов клиента.
— Помимо прямого страхования и перестрахования, вы планируете развивать еще сюрвейерское сопровождение и аджастинг? Есть ли перспективы у этих видов бизнеса в Казахстане?
Денис Панов: Сюрвей — это предоставление клиенту квалифицированной оценки его имущества и оценки рисков, связанных с ведением бизнеса и использованием этого имущества.
Аджастинг — это помощь клиенту в оценке ущерба, полученного в результате наступления страхового случая, а также принятие на себя бремени получения страховой выплаты.
В странах с высокой страховой культурой сюрвей и аджастинг — это то, ради чего клиенты выбирают работу со страховым брокером, ведь работа брокера с клиентом не ограничивается подбором оптимального ценового предложения на рынке.
Задача страхового брокера объяснить клиенту, какие риски ему необходимо страховать, какие человеческие и временные ресурсы ему придется задействовать, чтобы получить возмещение от страховой компании, ведь ни для кого не секрет, что подготовка документов и процесс получения возмещения по страховому случаю — это трудоемкий процесс, и иногда вопрос получения возмещения доходит до судебных разбирательств.
— В каких клиентских сегментах вы планируете работать? Это юридические или физические лица?
Дмитрий Южаков: Планируем работать во всех сегментах: от физических лиц до субъектов крупного бизнеса. Мы объективно оцениваем свои силы и возможности на начальном этапе развития и понимаем, что для работы в массовых сегментах нужно наработать большой операционный ресурс. Поэтому сейчас в приоритете — работа с юридическими лицами, а также разработка интересных программ для массового сегмента физических лиц.