Сегодня Национальный банк РК примет очередное решение о размере базовой ставки. Участники рынка и отечественные эксперты уже привыкли к тому, что сразу после его озвучивания регулятор даст подробное разъяснение принятого решения. Все потому, что его денежно-кредитная и информационная политика становятся понятными и открытыми, считает глава ассоциации «Казахстанский совет иностранных инвесторов» Ульф Вокурка. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Последние полгода Нацбанк проводит открытую информационную политику, направленную на диалог с участниками рынка и отходит от прежней модели, когда решения появлялись откуда не возмись. Сейчас аж два департамента — монетарных операций и департамент по анализу и исследованием — проводят регулярные встречи с экспертами, на которых если не принимаются новые решения, то обосновываются уже принятые», — сказал Ульф Вокурка.
Существенный сдвиг в работе Нацбанка еще и в том, что он стремится снизить базовую ставку и тем самым простимулировать рост кредитования в стране. Регулятор осознал, что размер базовой и учетной ставок в данный момент разные и предпринимает шаги для того, чтобы они были одинаковыми. И это важно, потом что поможет избежать ситуаций, когда заемщик специально допускает просрочку по обслуживанию своего кредита, при которой автоматически учитывается не оговоренная по займу ставка, а учетная ставка.
«Раньше это было аргументом для заемщика, чтобы допустить дефолт по кредиту, а затем меньше платить по своим просроченным обязательствам», — пояснил собеседник.
Большая заслуга Нацбанка в последние полтора года заключается в целом в успешном переходе на свободноплавающий режим тенге к доллару и национальным валютам других стран. Теперь присутствие регулятора на денежном рынке, которое изначально оправдывалось необходимость сглаживать резкие курсовые скачки, будет требоваться все реже, добавил Вокурка. Как рассказали во время февральской встречи с экспертами сотрудники сотрудник монетарных операций, с ноября 2016 года Нацбанк не проводил валютные интервенции и это совпало с укреплением курса тенге на 5−7%. С одной стороны, это произошло благодаря некой стабилизацией цен на рынке нефти и других производимых в Казахстане сырьевых товаров, продолжил эксперт. Но с другой стороны — стало эффектом от изменения валютной политики Нацбанка, которая стала более понятной.
«Мы сегодня не прикованы к каким-то коридорам — узким или расширенным — которые всегда подпитывали девальвационные и инфляционные ожидания. В целом после прихода нового председателя и частичным обновлением команды Нацбанк стал проводить правильную политику, которая помогает как финансовым институтам, так и крупным компаниям выстраивать свои планы по инвестированию на более солидной базе», — сказал Ульф Вокурка.
В 2017 году Нацбанк продолжил избранную ранее политику инфляционного таргетирования. При сокращающейся бизнес-активности это частично означает, что регулятор стерилизует значительные объем ликвидности, сказал в свою очередь финансовый консультант Расул Рысмамбетов. Вследствие этого денежная база с начала 2017 года также стала сокращаться. Показатель М3 снизился с 19,075 триллиона тенге в январе этого года до 18,68 триллиона тенге в феврале. Другие показатели — М1 и М2 — также снижаются. Именно на это отреагировал Нацбанк, когда стал снизил в феврале базовую ставку. То есть после того, как стало понятно, что инфляция в целом укладывается в запланированный регулятором коридор, объясни он.
«В целом денежно-кредитная политика регулятора является адекватной в складывающейся на рынке ситуации. Разумеется, он не является единственным игроком на денежном рынке страны, ведь есть еще и правительство. Нынешняя позиция Нацбанка несет в себе риски, но в нашей ситуации тяжело себе представить выполнение мандата регулятора какими-то безрисковыми способами», — заметил Рысмамбетов.
На рынке существует несколько категорий потребителей информации Нацбанка и, судя по всему, Нацбанк наладил каналы связи с экспертами финансового рынка и банками второго уровня. Не все согласны с содержанием общения, сделал он оговорку, существует критика в этом отношении, тем не менее, двусторонний диалог есть. Нацбанк запустил мобильное приложение и теперь налаживает непосредственное общение со всеми желающими получать от него оперативную информацию напрямую. Делается это в рамках совершенствования его информационной политики, считает эксперт.
«Что же касается курса национальной валюты, то в январе 2017 года он был близок к стратегически справедливому уровню. В феврале и марте курс тенге укрепился в значительной мере благодаря необходимости крупных валютных экспортеров закупить тенге для налоговых выплат. Кроме того, тенге показал четкую зависимость от курса российского рубля», — продолжил он.
Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана и российский регулятор неосмотрительно укрепляет рубль, что скорее является политическим KPI, нежели справедливым показателем силы российской экономики. Психологическую поддержку рублю и тенге оказывает цена на нефть и политика Федеральной резервной системы США, заметил Расул Рысмамбетов.
Ну и инфляция движется по понятной траектории, заметил он. Однако, Нацбанку и правительству стоит решить для себя можно ли управлять ею только с помощью монетарных способов, подчеркнул финансист. Контроль над ценами может осуществляться, как через объем денежной массы на рынке, так и с помощью стимулирования эффективности производства.
«Очевидно, что монетарный подход быстрее дает результат. Однако, по моим наблюдениям, без должного уровня ликвидности, в системе накапливаются долги, снижающие бизнес-активность», — сказал Рысмамбетов.
После скачка инфляции в ноябре 2016 года, которое было связано с ускорением продовольственной инфляции, Нацбанк придерживался сдержанной политики в отношении снижения процентных ставок. Из-за превышения годовой инфляции (8,5%) к концу года установленного регулятором коридора, в январе 2017 он сохранил базовую ставку на уровне 12%, отметила аналитик департамента исследований Halyk finance Эльмира Арнабекова. Однако уже в феврале 2017 Нацбанк принял решение о снижении сразу на 1пп.
«Данное решение стало для нас несколько неожиданным, учитывая предыдущие шаги снижения в полпроцента, а также нестабильную ситуацию с инфляцией. Мы считаем, что дальнейшее понижение базовой ставки оказывает дополнительное влияние на рост цен», — сказала она.
Аналитики Halyk finance, так же как и другие эксперты, отметили положительные тенденции в информационной политике НБК. В частности речь идет о возобновлении публикаций об остатках на балансовых и внебалансовых счетах банков. Дальнейшее повышение открытости и ясности политики Нацбанк повысит не только доверие к нему, но и поспособствует стабильности денежного рынка, считает Эльмира Арнабекова.
В I квартале 2017 года на фоне стабилизации цен на нефть в среднем на уровне 54 долларов за баррель национальная валюта укрепилась почти на 20 тенге — до 314 тенге к концу марта. Наибольшее усиление курса произошло во второй половине февраля и, видимо, вызвано сезонным фактором — выплатой налогов предприятий-экспортеров, считает аналитик. Это стало поводом избыточного предложения валюты на рынке и могло привести к дополнительному укреплению тенге.
«Мы также отмечаем более заметное укрепление рубля к доллару, чем тенге к доллару. Однако, на наш взгляд, данная тенденция имеет краткосрочный характер, так как вызвана возросшим интересом инвесторов в портфельных инвестициях в рублях — ценные бумаги минфина. А укрепление тенге к доллару в большей степени отражает динамику такого фундаментального фактора, как цена на нефть», — пояснила Арнабекова.
Итак, как выяснила редакция, эксперты оказались единодушны в своих положительных оценках работы Нацбанка. И ожидают, что он и дальше будет следовать выбранному курсу.