Мир движется в «цифру», банки хотят конкурировать с технологическими гигантами, меняют свое общение с клиентами и создают для них новые решения. Несмотря на глобальные экономические вызовы и ужесточение регулирования, казахстанские банки следят за появляющимися на рынке инновационными технологиями. «Капитал.kz» собрал 5 глобальных трендов, которые казахстанские банки уже внедрили для клиентов.
Из банка в Amazon. Стать маркетплейсом
Современные банки ищут новые стратегии развития, и на протяжении последних нескольких лет одной из самых обсуждаемых тем стало создание маркетплейсов (маркетплейс − буквально «рыночная площадь», где встречаются участники рынка, — прим. авт.) на базе банков. Проще говоря, игроки намерены конкурировать с Amazon и Alibaba. На самом деле увлечение маркетплейсами в последние годы активно возросло. Однако это всего лишь новая форма партнерства. Причем развиваться оно может в трех направлениях: банки продают небанковские продукты, банки продают продукты других банков и независимые площадки продают банковские продукты.
Россияне, например, всерьез задумались над созданием маркетплейсов в последние несколько лет. Там переход на новую стратегию повально захватил игроков — на рынке стали появляться специальные market, store, продуктовые витрины для клиентов и партнеров. Столь бурный рост маркетплейсов вынудил российский центробанк обратить внимание на это направление, и буквально в конце марта первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов рассказал, что ЦБ России выступил с инициативой ввести ответственность такого посредника за продажу продукта, причем точно такую же, как если бы этот продукт реализовывал непосредственно продавец.
Украинские банки также не остались в стороне. В начале прошлого года ПриватБанк (который был приватизирован в конце 2016 года) запустил онлайн-площадку для поиска покупателей и поставщиков «ПриватМаркет».
Казахстанский Kaspi Bank запустил «Каспи Магазин» еще в конце 2014 года. За несколько лет банку удалось собрать на своей площадке огромное число продавцов и покупателей, и их количество постоянно растет.
Банк «в цифре»
Второй самой обсуждаемой темой в мировых масштабах является создание цифровых и мобильных банков. В Европе такие институты появляются с завидной скоростью. У нас тоже есть что ответить Западу. В Казахстане работает ряд институтов, которые практически полностью ориентированы на обслуживание в онлайне. Altyn-i (цифровой банк от Altyn Bank), Банк Астаны и B1NK (продуктовый бренд Capital Bank). Появление таких игроков подтверждает, что казахстанские банкиры и финтехи тоже отслеживают лучший опыт зарубежных коллег и адаптируют его под казахстанские реалии, делая нашу жизнь простой и удобной.
P2P-кредитование
Пока непонятно, как будет развиваться взаимное кредитование в Казахстане, но оно получило широкую популярность в мире. Правда, не всегда положительную. В одной из старейших финтех-компаний Lending Club, специализирующейся на P2P-кредитовании, в прошлом году были выявлены серьезные нарушения. Понимая эти риски, многие мировые регуляторы вплотную занялись изучением и контролем этих компаний.
Но в Казахстане тоже есть платформа взаимного кредитования Ules.kz, которая объединяет, с одной стороны, кредиторов, а с другой — заемщиков. «Идея по созданию такой платформы возникла после того, как на рынок Казахстана вышли российские компании, выдающие кредиты онлайн, при этом средняя ставка по кредиту у них составляет 2% и является, по сути, грабительской. Мы подумали, почему бы не сделать платформу, на которой можно будет получить удобный заем онлайн, но при этом ставка будет как в банке, только не будет огромных операционных расходов, что сделает Ules более гибкими и конкурентоспособными», — пообещали руководители компании. По их словам, интерес к этому проекту есть со стороны инвесторов и не малый. Но напомним, что такие компании не гарантируют сохранность денег инвесторов. В любом случае и здесь казахстанский финтех подтянул страну к экономической «цивилизации».
Ориентир на мобильность и безнал
Несмотря на вызовы в банковском секторе, игроки продолжают привносить что-то новое на рынок. Например, снятие наличных без карты. Сегодня как минимум три игрока предлагают такую услугу — Народный банк, Сбербанк-Казахстан, Казком. И эта услуга доступна благодаря наличию смартфона. Это значит, что уже сегодня можно не носить с собой «пластик».
Казахстанцам доступны все виды удаленного банкинга
Понятно, что удаленный банкинг позволяет банкам значительно экономить на обслуживании клиентов, но и отрицать преимущества для последних не стоит. Как-то Banking.com сравнил современные технологии банкинга с организацией свиданий. Сегодня такие свидания с банками в Казахстане происходят через internet banking, molile banking и video banking. Последний стал популярен в мире не так давно.
В конце марта прошлого года британский финансовый конгломерат Lloyds запустил видеобанкинг, который позволяет клиентам обсуждать с консультантами свою ипотеку не выходя из дома. Прошло почти полгода, и видеобанкинг появился в Казахстане, который запустил Казком. С помощью новой услуги «Видеобанкинг» клиент может воспользоваться всем спектром банковских операций — от дистанционного получения первичных консультаций онлайн-консультанта до проведения денежных переводов и обналичивания денег со счетов. Конечно, общение с менеджером происходит пока непосредственно из офиса банка, но тем не менее начало положено.
И еще через полгода, уже в марте этого года, Сбербанк-Казахстан представил терминал самообслуживания VTM.IQ, который также оснащен системой видеобанкинга, которая дает возможность клиентам проконсультироваться с менеджером банка по видеоконференции.
Таким образом, каждый раз, когда вы идете в офис банка или открываете интернет-банкинг для оплаты, стоит помнить, что казахстанские банки и финтехи все же стремятся создать по-настоящему удобные сервисы для управления своими деньгами.