Как защититься потребителям финансовых услуг в РК?
АВТОР

27.03.2017 • 17:18 1558

Как защититься потребителям финансовых услуг в РК?

Чтобы понимать свои права, им как минимум нужно изучить законодательство всего финсектора

В Казахстане нет единого закона о защите прав потребителей финансовых услуг. При этом закон РК «О защите прав потребителя» не распространяется на клиентов финансовых структур, сообщила заместитель начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка РК Иман Аль-Кейси. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Регулятор принял множество норм в области защиты прав потребителей финуслуг, но нет отдельного закона, защищающего их. Список (прав. — Ред.) рассеян в разных законодательных актах, касающихся каждого отдельно взятого финансового сектора: банковского, страхового, пенсионного, рынка ценных бумаг», — сказала Иман аль-Кейси во время первой конференции «Защита прав потребителей финансовых услуг в Казахстане: новые подходы в развитии взаимоотношений участников финансового рынка».

Соответствующее подразделение Нацбанка создано в 2001 году, и за последние 6 лет в него обратились 50 тыс. человек, недовольных своими отношениями с банками. За последние три года регулятор констатировал рост количества жалоб. В 2014 году их было почти 8 тыс., в 2015 году — 10,9 тыс., в 2016 году — 12 тыс. обращений.

«В начале становления рынка к нам обращались за разъяснением услуг, например, как проводится компенсация по вкладам. Сейчас поступают претензии к действиям финансовых организаций. В 90% случаев при изучении договора и истории обслуживания не было юридических оснований для принятия мер к банку», — сказала Иман Аль-Кейси.

За последние 6 лет регулятор применил 370 ограничительных мер воздействия к финучреждениям в связи с нарушениям в их работе. Это небольшая цифра, считает она.

Деятельность банков сегодня сильно зарегулирована. А ведь помимо них на рынке есть и другие структуры, которые занимаются кредитование, сказал в свою очередь начальник управления продаж департамента розничного бизнеса АО «Нурбанк» Нурлан Омаров.

«Человек через интернет-ресурс может получить кредит за час на свою карту. И это требует большего внимания, чем работа банков», — сказал он.

«И хорошо, что в течение часа выдают кредит. Мир меняется, скоро и банки к этому придут », — заметил в ответ исполнительный директор Казахстанской ассоциации «Финтех» Ерлан Смайлов.

Компании онлайн-кредитования не рассматривают себя в качестве конкурентов для банков, тут же добавил он. Они отрабатывают в интернете те технологии и сервисы, которыми смогут воспользоваться банки. К тому же такие компании создают для них новых потребителей с хорошей кредитной историей.

По данным на осень 2016 года, за три предыдущих года было выдано 350 тыс. онлайн-займов на 12,9 млрд тенге. Это 0,3% от общего рынка потребительского кредитования, добавил Смайлов. Основным продуктом в этом сегменте являются кредиты до зарплаты. В 2016 году их объем составил 8,9 млрд тенге вместо 2,5 млрд тенге в 2015 году. Кредиты в интернете дороже, чем банковские. Причина в больших затратах на маркетинг, на обслуживание фондирования, и в высоких рисках, пояснил спикер.

«С учетом девальвации и кризиса доходы домохозяйств падают и к концу месяца у них появляются кассовые разрывы и срочные траты. Если не будет онлайн-займов, то потребители пойдут за деньгами к столбовым ростовщиками, к криминальным структурам, где они никак не защищены. У нас все же есть договор, пусть не на бумаге, но ведь все действия человека в интернете можно отследить. В XXI веке бумага становится анахронизмом, и от нее надо уходить. Об этом говорит правительство, и сказал глава государства в своем послании», — сказал он.

Хотя Нацбанк не регулирует онлайн-кредитование, международный опыт диктует необходимость установления правил игры на этом рынке, добавил он. И в этом смысле приоритетом номер один является сохранение потребителя.

«Для этого участники рынка совместно приняли отраслевые стандарты: строгое соблюдение прозрачности (условий договора, ставок вознаграждения, всех комиссий), определение предельной суммы долга, соблюдение возрастного ценза, использование коэффициента долговой нагрузки», — объяснил спикер.

Все компании, кредитующие в интернете, сотрудничают с Первым кредитным бюро (ПКБ), добавила директор по развитию бизнеса ПКБ Асем Нургалиева. Сейчас время обмена кредитными историями составляет 24 часа. Но во второй половине этого года информация о займе будет поступать в бюро сразу после его выдачи.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

«Нурбанк» Первое кредитное бюро Национальный банк Казахстана Асем Нургалиева Казахстанская ассоциация Финтех онлайн кредитование

27.03.2017 • 17:18 1558

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus