USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96661.60$
-417.900

Налог с продаж вместо НДС: надо ли?

В большинстве западных стран используется механизм НДС

Share
Share
Share
Tweet
Share
Налог с продаж вместо НДС: надо ли?- Kapital.kz

В мае 2015 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил министерству финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость (далее — НДС) налогом с продаж. Целью введения и усовершенствования налога с продаж явилась необходимость улучшения и унифицирования нормативной базы процедур налогового и таможенного администрирования, что в конечном итоге повысило бы качество оказания государственных услуг, сократило бы административные барьеры, время и ресурсы налогоплательщиков.

В связи с этим необходимо отметить, что в большинстве западных стран используется механизм НДС, хотя в некоторых развитых странах, например, в США, применяется механизм налога с продаж. В таких странах отличаются в основном ставки налога, и в то же время предусмотрены льготы для различных категорий товаров и услуг, которые законодательно освобождаются от данного налога.

Налог с продаж (НП) по сути является налогом на конечную реализацию. Система зачетов и возмещений, как при НДС, у налога с продаж не применяется. При этом налог с продаж, в отличие от НДС, может иметь каскадный эффект в зависимости от применяемого подхода.

Так, при классической схеме налог с продаж не взимается на каждом этапе добавления стоимости, а применяется только при продаже конечного продукта конечным потребителям. При такой схеме налогообложения реализация промежуточных переработчиков/звеньев не облагается и вся налоговая нагрузка ложится на последнее лицо в цепочке реализации. В этой модели налогообложения могут возникнуть сложности с контролем мелких розничных продавцов, которые могут быть заинтересованы в оптимизации налогообложения. Может также существовать сложность в определении того, является ли то или иное лицо промежуточным продавцом, освобождаемым от налога, или конечным продавцом, чьи обороты подлежат обложению налогом с продаж.

В качестве альтернативы может использоваться так называемый каскадный подход к налогообложению, когда налог с продаж применяется на каждом этапе производственной цепочки (производитель сырья ↔ производитель товара ↔ оптовый продавец ↔ розничный продавец). Насколько мы понимаем, казахстанские налоговые органы рассматривают именно такую модель обложения налогом с продаж. При каскадном подходе сумма налога будет зависеть от количества этапов производства товаров: чем сложнее производство, тем больше кумулятивная сумма налога с продаж для конечного покупателя. Как правило, в таких случаях целесообразней рассматривать низкие ставки налога для избежания значительного кумулятивного эффекта на налогоплательщиков.

Для наглядного сравнения налога с продаж и НДС мы смоделировали налоговую нагрузку при гипотетической ситуации, предусматривающей несколько этапов производства и реализации. Ниже представлены схема и таблица с гипотетическими расчетами.

2a1189d70e6723e4f95c9e0f526.jpg

НДС

12%

12% НДС режим

Местные поставщики

Вторичный субподрядчик

Основной субподрядчик

Генераль-ный подрядчик

Произво-дитель

Всего

Выручка (без НДС)

5,000 

8,000 

14,000 

24,500 

35,000 

Исходящий НДС (12%)

600 

960 

1,680 

2,940 

 —

Стоимость покупки (без НДС)

 —

6,200 

8,000 

16,500 

24,500 

НДС за нерезидента

 —

 —

 —

300 

 —

НДС на импорт

 —

144 

 —

 —

 —

Другие расходы

3,500 

1,300 

4,400 

5,500 

6,600 

Всего входящего НДС

 —

744 

960 

1,980 

2,940 

Всего обязательств по НДС

600 

216 

720 

960 

(2,940)

Налогооблагаемый доход

1,500 

500 

1,600 

2,500 

3,900 

10,000 

КПН (20%)

300 

100 

320 

500 

780 

Рентабельность продаж

24 

Всего КПН + НДС, включая:

900 

316 

1,040 

1,460 

(2,160)

1,580 

КПН

2,000 

НДС

(420)

НП

5%

5% НП-режим

Местные поставщики

Вторичный субподрядчик

Основной субподрядчик

(Генеральный подрядчик

Производитель

Всего

Выручка (без НП)

5,000 

8,000 

14,000 

24,500 

35,000 

Налог с продаж (5%)

250 

400 

700 

1,225 

 —

Стоимость покупки включая НП

 —

6,450 

8,400 

17,200 

25,725 

НП за нерезидента

 —

 —

 —

125 

 —

НДС на импорт

 —

60 

 —

 —

 —

Другие расходы

3,500 

1,300 

4,400 

5,500 

6,600 

Налогооблагаемый доход

1,500 

250 

1,200 

1,800 

2,675 

7,425 

КПН (20%)

300 

50 

240 

360 

535 

Рентабельность продаж (%)

24 

Всего КПН + НП, включая:

550 

450 

940 

1,585 

535 

4,060 

КПН

1,485 

НП

2,575 














Как следует из примера, при введении налога с продаж в целом налоговые поступления от КПН уменьшились бы, но при этом значительно увеличились бы налоговые поступления от косвенных налогов. Такое увеличение налоговой нагрузки в этом примере приводит к снижению рентабельности практически всех участников производственной цепочки (кроме импортеров). Снижение рентабельности в свою очередь может повлиять на снижение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Также необходимо учесть, что при отмене НДС остается открытым вопрос взимания НДС при операциях между государствами — участниками Евразийского экономического союза. Порядок взимания НДС урегулирован в рамках международных договоров, подписанных Казахстаном.

Сейчас рассматривается вопрос сохранения НДС с совершенствованием налогового администрирования. Согласно докладу министра национальной экономики на заседании Правительства РК по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 5 октября 2016 года, в целях недопущения налоговой и административной нагрузки на бизнес предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС (30 тысяч МРП) по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением: в 2018 году будет понижено до 25 тыс. МРП (53 млн тенге), в 2019 году — до 20 тыс. МРП (42,4 млн тенге) и в 2020 году — до 15 тыс. МРП (31,8 млн тенге). Данное изменение приведет к увеличению числа плательщиков НДС.

В завершение хотелось бы отметить, что 8 декабря 2016 года в своем выступлении на заседании президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил, что налог с продаж в Казахстане не нужен. Соответственно, полагаем, что решение о целесообразности перехода на налог с продаж должно быть качественно проанализировано и взвешено с учетом экономического эффекта на ключевые секторы экономики Республики Казахстан в долгосрочной перспективе.

Марал Кушенова, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.