В мае 2015 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил министерству финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость (далее — НДС) налогом с продаж. Целью введения и усовершенствования налога с продаж явилась необходимость улучшения и унифицирования нормативной базы процедур налогового и таможенного администрирования, что в конечном итоге повысило бы качество оказания государственных услуг, сократило бы административные барьеры, время и ресурсы налогоплательщиков.
В связи с этим необходимо отметить, что в большинстве западных стран используется механизм НДС, хотя в некоторых развитых странах, например, в США, применяется механизм налога с продаж. В таких странах отличаются в основном ставки налога, и в то же время предусмотрены льготы для различных категорий товаров и услуг, которые законодательно освобождаются от данного налога.
Налог с продаж (НП) по сути является налогом на конечную реализацию. Система зачетов и возмещений, как при НДС, у налога с продаж не применяется. При этом налог с продаж, в отличие от НДС, может иметь каскадный эффект в зависимости от применяемого подхода.
Так, при классической схеме налог с продаж не взимается на каждом этапе добавления стоимости, а применяется только при продаже конечного продукта конечным потребителям. При такой схеме налогообложения реализация промежуточных переработчиков/звеньев не облагается и вся налоговая нагрузка ложится на последнее лицо в цепочке реализации. В этой модели налогообложения могут возникнуть сложности с контролем мелких розничных продавцов, которые могут быть заинтересованы в оптимизации налогообложения. Может также существовать сложность в определении того, является ли то или иное лицо промежуточным продавцом, освобождаемым от налога, или конечным продавцом, чьи обороты подлежат обложению налогом с продаж.
В качестве альтернативы может использоваться так называемый каскадный подход к налогообложению, когда налог с продаж применяется на каждом этапе производственной цепочки (производитель сырья ↔ производитель товара ↔ оптовый продавец ↔ розничный продавец). Насколько мы понимаем, казахстанские налоговые органы рассматривают именно такую модель обложения налогом с продаж. При каскадном подходе сумма налога будет зависеть от количества этапов производства товаров: чем сложнее производство, тем больше кумулятивная сумма налога с продаж для конечного покупателя. Как правило, в таких случаях целесообразней рассматривать низкие ставки налога для избежания значительного кумулятивного эффекта на налогоплательщиков.
Для наглядного сравнения налога с продаж и НДС мы смоделировали налоговую нагрузку при гипотетической ситуации, предусматривающей несколько этапов производства и реализации. Ниже представлены схема и таблица с гипотетическими расчетами.
НДС | 12% | ||||||||||||
12% НДС режим | Местные поставщики | Вторичный субподрядчик | Основной субподрядчик | Генераль-ный подрядчик | Произво-дитель | Всего | |||||||
Выручка (без НДС) | 5,000 | 8,000 | 14,000 | 24,500 | 35,000 | ||||||||
Исходящий НДС (12%) | 600 | 960 | 1,680 | 2,940 | — | ||||||||
Стоимость покупки (без НДС) | — | 6,200 | 8,000 | 16,500 | 24,500 | ||||||||
НДС за нерезидента | — | — | — | 300 | — | ||||||||
НДС на импорт | — | 144 | — | — | — | ||||||||
Другие расходы | 3,500 | 1,300 | 4,400 | 5,500 | 6,600 | ||||||||
Всего входящего НДС | — | 744 | 960 | 1,980 | 2,940 | ||||||||
Всего обязательств по НДС | 600 | 216 | 720 | 960 | (2,940) | ||||||||
Налогооблагаемый доход | 1,500 | 500 | 1,600 | 2,500 | 3,900 | 10,000 | |||||||
КПН (20%) | 300 | 100 | 320 | 500 | 780 | ||||||||
Рентабельность продаж | 24 | 5 | 9 | 8 | 9 | ||||||||
Всего КПН + НДС, включая: | 900 | 316 | 1,040 | 1,460 | (2,160) | 1,580 | |||||||
КПН | 2,000 | ||||||||||||
НДС | (420) | ||||||||||||
НП | 5% | ||||||||||||
5% НП-режим | Местные поставщики | Вторичный субподрядчик | Основной субподрядчик | (Генеральный подрядчик | Производитель | Всего | |||||||
Выручка (без НП) | 5,000 | 8,000 | 14,000 | 24,500 | 35,000 | ||||||||
Налог с продаж (5%) | 250 | 400 | 700 | 1,225 | — | ||||||||
Стоимость покупки включая НП | — | 6,450 | 8,400 | 17,200 | 25,725 | ||||||||
НП за нерезидента | — | — | — | 125 | — | ||||||||
НДС на импорт | — | 60 | — | — | — | ||||||||
Другие расходы | 3,500 | 1,300 | 4,400 | 5,500 | 6,600 | ||||||||
Налогооблагаемый доход | 1,500 | 250 | 1,200 | 1,800 | 2,675 | 7,425 | |||||||
КПН (20%) | 300 | 50 | 240 | 360 | 535 | ||||||||
Рентабельность продаж (%) | 24 | 3 | 7 | 6 | 6 | ||||||||
Всего КПН + НП, включая: | 550 | 450 | 940 | 1,585 | 535 | 4,060 | |||||||
КПН | 1,485 | ||||||||||||
НП | 2,575 | ||||||||||||
Как следует из примера, при введении налога с продаж в целом налоговые поступления от КПН уменьшились бы, но при этом значительно увеличились бы налоговые поступления от косвенных налогов. Такое увеличение налоговой нагрузки в этом примере приводит к снижению рентабельности практически всех участников производственной цепочки (кроме импортеров). Снижение рентабельности в свою очередь может повлиять на снижение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Также необходимо учесть, что при отмене НДС остается открытым вопрос взимания НДС при операциях между государствами — участниками Евразийского экономического союза. Порядок взимания НДС урегулирован в рамках международных договоров, подписанных Казахстаном.
Сейчас рассматривается вопрос сохранения НДС с совершенствованием налогового администрирования. Согласно докладу министра национальной экономики на заседании Правительства РК по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 5 октября 2016 года, в целях недопущения налоговой и административной нагрузки на бизнес предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС (30 тысяч МРП) по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением: в 2018 году будет понижено до 25 тыс. МРП (53 млн тенге), в 2019 году — до 20 тыс. МРП (42,4 млн тенге) и в 2020 году — до 15 тыс. МРП (31,8 млн тенге). Данное изменение приведет к увеличению числа плательщиков НДС.
В завершение хотелось бы отметить, что 8 декабря 2016 года в своем выступлении на заседании президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил, что налог с продаж в Казахстане не нужен. Соответственно, полагаем, что решение о целесообразности перехода на налог с продаж должно быть качественно проанализировано и взвешено с учетом экономического эффекта на ключевые секторы экономики Республики Казахстан в долгосрочной перспективе.
Марал Кушенова, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»