Казахстанский рынок только оправился от шока девальвации и начал постепенно «переворачиваться» в тенге. Это подтверждают доходность тенговых инструментов на KASE и максимальный пик индекса фондовой биржи страны за последние пять лет, заявил вице-президент «Казахстанской фондовой биржи» (KASE) Андрей Цалюк. Выступая в Астане перед представителями бизнес-кругов он выделил несколько последних особенностей развития финансового рынка, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Андрея Цалюка, сегодня на KASE торгуются пять валютных пар и 147 эмитентов негосударственных ценных бумаг. Данный показатель входит в топ-5 по капитализации среди рынка акций Среднеазиатской биржи. При этом внутри Среднеазиатской биржи лидером является Стамбульская, а также биржа в Иране, а KASE немного опережает биржу Пакистана.
«Сейчас в официальном списке KASE 117 наименований акций. Именно таким количеством акций можно торговать. Из них, не буду скрывать, более или менее активно торгуется 13−14 наименований акций. Остальные акции — это эпизодическая торговля, по которой одна-две сделки происходит в год. И есть достаточно большой пул акций, по которым вообще ничего не происходит. Это информационный листинг. Также имеется 267 наименований долговых ценных бумаг, то есть облигаций, которые торгуются на бирже. У нас 57 членов фондового рынка, более 100 тыс. счетов физических лиц, мы занимаем второе место в СНГ после Москвы по объему торгов. На пространстве СНГ мы всегда конкурировали с Украиной за второе место, но сейчас в общем по вполне понятным причинам мы в этой конкуренции выиграли, и надеюсь, что это не временно», — сообщил Андрей Цалюк.
По словам вице-президента Казахстанской фондовой биржи, сейчас на KASE повышательный тренд динамики объемов торгов на бирже. 2015 год стал для биржи рекордным — 92 трлн тенге.
«Не буду скрывать — во многом этот рекорд был обеспечен тем, что через площадку биржи осуществлялась помощь и нашим банкам, и квазигосударственным компаниям. И здесь эту помощь оказывали как институты развития, так и ЕНПФ», — объяснил Андрей Цалюк.
Что касается рынка акций, то сейчас объем этого рынка оценивается по капитализации в 14,1 трлн тенге.
«Было в истории нашей значительно больше — до 100 млрд долларов доходила капитализация. Но это когда прошла процедура листинга АО «НК «КазМунайГаз» и были включены акции, хотя с тех пор прошла одна сделка, но у нас нет причин не включать эти акции в расчет капитализации», — пояснил Андрей Цалюк.
По его словам, объем торгов на первичном рынке, к сожалению, в Казахстане не развит. «Что такое первичный рынок акций? Это прежде всего IPO. IPO — это наше все, это публичное размещение акций для неограниченного круга лиц. Это то, что я настоятельно рекомендую делать. Не брать деньги в долг, а проводить IPO. В ситуации, когда компании перекредитованы, или они генерируют финансовые потоки, или существует надежда на рывок, они выходят на рынок и выпускают акции, убеждая акционеров, что эти акции нужно купить. В результате они получают финансирование, с которого могут отдавать долги и деньги на дальнейшее развитие», — констатировал Андрей Цалюк.
Вице-президент фондовой биржи добавил, что рынок корпоративных облигаций на сегодня составляет 8,4 трлн тенге. Это объем долга в обращении, 68 эмитентов и 267 инструментов.
«Здесь первичный и вторичный рынок более развит. Почему? Потому что долговому финансированию в Казахстане отдается предпочтение, и вот эти специализированные торги — IPO, но уже на рынке облигаций проходят значительно чаще. К тому же здесь еще есть и программы помощи, которую государство осуществляет через покупку эмитентов, за счет покупки облигаций квазигосударственного сектора», — пояснил спикер.
Он рассказал, что на рынке акций идет модификация в сторону энергетики. Прежде всего за счет влияния АО «НК «КазМунайГаз». Второе место на рынке акций занимает финансовая отрасль. Между тем на рынке облигаций в основном в последнее время энергетика конкурирует с финансами примерно 50 на 50%.
«Это очень позитивный показатель, потому что в прошлые годы у нас эмитентами облигаций выступали банки. То есть получалась схема наоборот. Ведь банки вроде как инвесторы, а у нас в основном банки выпускали облигации, которые у них покупали их же дочерние пенсионные фонды. И банки благодаря этим средствам, которые они выручали у своих дочерних пенсионных фондов, выдавали кредиты, в результате на этом зарабатывали», — добавил Андрей Цалюк.
Рынок государственных ценных бумаг, которые обслуживает биржа, составляют 7,6 трлн тенге государственного долга.
«Здесь нашей работы практически нет: мы предоставляем площадку, а Минфин размещает через нас бумаги, мы обеспечиваем конкурентную среду — кто хочет, тот купит. С другой стороны, Минфин в последнее время не очень активно размещает у нас бумаги. В 2016 году было только одно размещение на 180 млрд тенге в феврале, после чего последовала программа муниципальных заимствований по поддержке жилья. Но сейчас этот рынок возрождается», — подчеркнул Андрей Цалюк.
Отдельно вице-президент KASE остановился на интересных трендах, которые в последнее время фиксируются вокруг казахстанской фондовой биржи.
«Прежде всего я бы хотел отметить рынок акций. У нас уникальная вещь — на прошлой неделе индекс KASE достиг максимума за пять лет. В течение практически всего года наш индекс растет. Это сейчас дало инвесторам уже 59,6% годовых. У нас есть бумаги в индексе, например, компании KAZ Minerals, которые выросли за год на 220%. Такие более знакомые нашим инвесторам компании, как КЕGOC и КазТрансОйл, выросли за год на 40% и выше. С этими бумагами сейчас работает чуть менее 100 тыс. человек, которые очень хорошо заработали на этом в текущем году. Почему так? Потому что у нас прошла девальвация — прошли ужасы и страхи, которые были связаны с этим процессом, и рынок стал приходить в себя. И на росте цены нефти мы увидели укрепление тенге. Это произошло весной, и появился голод к тенговым активам. Стали „переворачиваться“ в тенге, как говорят в народе, то есть продавать доллары и покупать тенге. А та ставка по депозитам, которые предоставляют сегодня банки в 14% годовых, далеко не всех устраивает. Тогда как на рынке акций можно делать 60% годовых. Хотя я говорю достаточно оптимистично, но 35% можно было делать смело. Поэтому, естественно, и к рынку облигаций тоже очень большой интерес. Бизнесменам сейчас не следует упускать момент повышенного интереса инвесторов к тенговым инструментам: он действительно существует, и его наиболее продвинутые компании как раз хорошо используют в своих целях», — рассказал про первый тренд Андрей Цалюк.
Второй тренд, который следует учитывать по словам руководителя KASE, — это новая реальность на рынке корпоративного долга. Он пояснил, что в минувшем 2015 году компании привлекли более триллиона тенге. Эти деньги выдавались банкам на 8 лет под 8% годовых.
«Ставки по репо доходили до 8−10%, и это средние ставки, а иногда бывало и гораздо выше, а потом Нацбанк перешел к инфляционному таргетированию. Деньги по ставке, которые меньше базовой, давать перестали. Заимствования стали очень дорогими. И это явилось шоком для долгового рынка. И вот собственно под этим шоком рынок и просуществовал в течение всего года. Только во второй половине 2016 года, может быть, несколько раньше произошло привыкание, и сейчас рынок только нащупывает новую кривую доходности. А ее никак не могут выстроить. Сейчас, наверное, никто не знает, сколько должен стоить тенговый инструмент на пять лет. Нацбанк активно работает над этим, он уже до трех лет построил кривую доходности по тенговым инструментам, учитывая опционы вчерашнего дня. Но этот процесс должен идти дальше. А предпринимателям нужно занимать деньги на семь, на восемь, на десять лет. Нужны длинные деньги, а сколько они будут стоить сейчас, непонятно. Мы видим, что даже такие крупные компании, как КЕGOC и „Казахстан Темир Жолы“, занимают деньги под очень большие ставки — эти ставки практически превышают 15% годовых», — сообщил вице-президент фондовой биржи.
В этих условиях совместно с Национальным банком KASE предложила реализовать проект по коротким облигациям. В рамках этого проекта уже прошло три размещения на бирже. Речь идет о коммерческих облигациях до одного года.
«Конечно, это сервис для тех компаний, которые прошли листинг на бирже, и в основном для крупных компаний, субъектов крупного бизнеса. Они могут за восемь дней зарегистрировать выпуск ценных бумаг, пройти упрощенную процедуру листинга, когда решение принимается правлением биржи, а не листинговой комиссией, выйти на рынок и заимствовать деньги. Сейчас мы имеем прецеденты, когда у нас компании выходят и размещают под 13%, 13,5% годовых. Для средних бизнесменов это достаточно круто. Но здесь нужно искать компромисс. Ведь, с одной стороны, есть депозит — 14%. Понятно, что физическое лицо не пойдет в бумагу со сроком обращения 7−8 лет, а вот в годовую бумагу пойдет с удовольствием. Если ориентировать выпуск для физических лиц, нужно давать 14,2%, и физические лица вас купят, но физлица не дадут вам три миллиарда. Тогда нужно говорить с юридическими лицами. А у юрлиц банки сейчас размещают деньги на депозиты под 10% годовых. Следовательно, если у юридических лиц есть определенные лишние деньги, то здесь и возникает определенный интерес. Нацбанк дает 11% годовых, и этот поезд уже уходит — безрисковые деньги сейчас дают все меньше и меньше дохода. Поэтому, возможно, стоит уходить в короткие облигации квазигосударственного сектора, в которые можно положить деньги на год с доходностью 13,5% годовых. Можно заскочить в этот трамвай, потому что через год ставка будет 8%. Ведь такова новая реальность на рынке корпоративного долга, которая говорит о том, чтобы мы привыкали к новым ставкам», — заключил Андрей Цалюк.