Транспортные компании на 21% увеличили выплату налогов в бюджет РК на фоне рекордной прибыли. Активность в секторе растет с приближением срока окончания строительства международного транспортного проекта. Участники рынка ждут окончания строительства казахстанского участка маршрута «Западная Европа — Западный Китай». Такие данные приводит finprom.kz.
Транспортная отрасль наряду с сельским хозяйством и обрабатывающей промышленностью — единственные отрасли, оказывающие поддержку ослабленной экономике Казахстана в этом году. За 1-е полугодие 2016 года объем фактически выплаченных налогов в бюджет РК со стороны транспортно-логистических предприятий составил 178 млрд тенге, а это более 6% налоговых поступлений в госбюджет Казахстана.
За год выплата налогов в отрасли выросла на 20%. Основную долю налоговых отчислений обеспечивает крупный и средний бизнес — порядка 166 млрд тенге, или 93% объема.
Показатель собираемости налогов с крупных участников рынка за год увеличился с 83% до 92%.
Основные расходы по налогам транспортные компании несут по социальным платежам, связанным с кадрами: соцналог, выплаты в НПФ, ИПН и отчисления на соцстрахование. Доля таких платежей в общем объеме налоговых выплат в текущем году составила 48%, или 80 млрд тенге. Годом ранее эта доля была меньше (47%).
Увеличение таких расходов обусловлено ростом численности персонала на крупных и средних предприятиях отрасли — за год фактическая численность работников выросла на 0,4% и составила 201,5 тыс. человек. Это 8% совокупного рынка труда на крупных и средних предприятиях Казахстана.
Возросшая налоговая активность крупных транспортных компаний — результат увеличившейся в текущем году прибыльности деятельности в отрасли. В то время как сумма выплаченных налогов в текущем году выросла на 23 млрд тенге по сравнению с 1-м полугодием 2015 года, совокупная чистая прибыль за этот же период увеличилась сразу на 240 млрд тенге. За год прибыль выросла более чем в 3 раза.
Развитие транспортного потенциала страны — одна из стратегических задач, стоящих перед нынешним правительством РК. В настоящее время на территории Казахстана ведется широкомасштабное строительство международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Протяженность транспортных путей — свыше 8,4 тыс. км, из которых порядка 3 тыс. км проходят по территории РК. На реализацию проекта международные финансовые институты предоставляют Казахстану заемные средства на общую сумму порядка 3,5 млрд долларов.
Завершение строительства казахстанского участка маршрута запланировано к концу текущего года. Ожидается, что к вводу в промышленную эксплуатацию дороги (2020 год) общий грузопоток увеличится в 2,5 раза и составит около 33 млн тонн в год.