После августовской девальвации тенге многие банки стали замораживать кредитование. Многие казахстанцы, которые ранее могли рассчитывать на заем от зарплаты до зарплаты, оказались не удел. Moneyman – это один из online-сервисов, который ни на минуту не прекращал кредитовать даже в сложное для финансового рынка время. Как отметили в компании, их база фондирования позволяет привлекать финансовые ресурсы в том объеме, который необходим рынку, также в любой момент может подключиться акционер – ID Finance.
«Максимальный срок кредита через наш сервис составляет 31 день, максимальная сумма – 150 тыс. тенге. Заемщик в любое время может погасить кредит досрочно. Одновременно, если у него возникают какие-либо проблемы с погашением в оговоренный срок, он может отсрочить дату последнего платежа. При этом заемщик не выйдет на просрочку, его кредитная история не будет испорчена. При этом заемщику нужно заранее уведомить о своем решении о продлении срока кредита через наш сайт», - подчеркивает сооснователь международной компании технологичного кредитования ID Finance Борис Батин.
Несомненно, один из главных вопросов: какова стоимость кредитов у Moneyman? «Ставки по займам у online-компаний всегда ниже, чем у банков. Но не стоит забывать, что нужно сравнивать аналогичные продукты, то есть беззалоговые. В среднем на рынке online-кредитования ставка составляет 1-2% в день, ставки у online-площадок могут быть в 1,5 раза ниже банковских. Мы ценим клиента, поэтому у нас нет никаких скрытых комиссий, все затраты на перевод средства на карту клиента или на его счет мы берем на себя. Кстати, принадлежность карты заемщика к тому или иному банку не играет никакой роли, мы отправим средства на любую карту», - заметил Борис Батин.
В компании гибко подходят к заемщикам. «Если наш клиент часто берет взаймы и при этом всегда погашает в срок, то ставка для него будет регрессирующей, идти на понижение. Отмечу, что уровень удовлетворенности наших клиентов кредитами составляет около 90%. То есть заемщики, которые прокредитовались у нас, приходят к нам снова и снова. Так, можно сделать вывод, что наш продукт удобен, заемщики готовы рекомендовать его своим друзьям и знакомым», - сообщил генеральный директор казахстанского сервиса MoneyMan.kz Андрей Игнатенко.
Принято считать, что через online-площадки небольшие кредиты берут только те заемщики, которые испытывают ощутимые финансовые трудности. В Maneyman прояснили ситуацию. «Одно из основных преимуществ нашего сервиса – его доступность из любой страны мира. Бывают ситуации, когда у туристов на отдыхе за границей еще задолго до вылета домой заканчиваются средства – в этом случае он может воспользоваться нашим сервисом. В командировках бывают и задержки самолета, когда могут потребоваться средства на гостиницу, питание, трансфер», - отмечают в компании.
MoneyMan, зайдя на рынок Казахстана около трех лет назад, уже завоевал 60% рынка онлайн-кредитования. «Казахстан является для нас одной из ключевых стран. Если сравнивать с другими регионами, которые мы охватываем можно сказать, что казахстанцы очень дисциплинированы в погашении кредитов, 40% запросов на заем одобряются. Так, уровень просрочки среди таких заемщиков минимален. Мы замечаем, что, к примеру, в отличие от россиян казахстанцы берут в кредит только ту сумму, которую они в состоянии погасить в срок и в полном объеме. Доля просрочки по республике незначительна. На протяжении последних двух лет мы в среднем ежегодно списываем 5-6% объема выданных кредитов», - подчеркнул Борис Батин.
Впрочем, несмотря на ощутимую долю одобренных займов в ID Finance отмечают, что мониторинг заемщиков в online сервисах «изощреннее, чем в банках». «При принятии решения о выдаче кредита используется тысячи высокотехнологичных инструментов. Например, мы идентифицируем клиентов с их профилем в социальной сети, используем массив информации Big Data, сотрудничаем с Первым кредитным бюро. Мы первые в Казахстане, кто стал проводить скоринг клиента по мобильным девайсам, исключать фроды», - уточнили в MoneyMan.
Лояльность клиентов MoneyMan можно проследить по динамике кредитного портфеля. Если в 2014 году компанией в Казахстане было выдано займов на сумму порядка 300 млн тенге, в 2015 году в разы больше – на сумму свыше 2 млрд тенге. «В 2016 году планируем увеличить этот показатель в два раза. Всего же было предоставлено более 100 тыс. займов. Через наш сервис зарегистрировалось 200 тыс. человек. В среднем база ежемесячно растет на 5%. Количество выданных кредитов – на 47% в месяц. Алматы, Астана, Алматинская, Акмолинская и Восточно-Казахстанская области лидируют по объемам выдачи, заемщики этих регионов более дисциплинированы», - рассказал Андрей Игнатенко.
Как выяснилось, не все участники рынка активны. Как отметил Борис Батин, на рынке online-кредитования зарегистрировано свыше 20 компаний. Но из них фактически работает менее половины – 8 площадок. «В 2015 году все online площадки выдали порядка 51 тыс. займов на сумму 2,8 млрд тенге. В 2016 году предполагаем, что объем этого рынка вырастет почти в два раза. По нашим ожиданиям, к концу 2016 года будет оформлено порядка 200 тыс. займов на сумму чуть более 5 млрд тенге. Наши прогнозы основаны на нескольких факторах. Предполагаем, что на рынке могут появиться новые online-сервисы, широкополосный доступ в интернет будет постепенно проникать в те удаленные регионы, где его не было. Ужесточение требований банков к заемщикам также сыграет определенную роль в пользу online-услуг», - считает он.
В Moneyman уточнили, что для более глубокого проникновения на рынок компания постепенно развивает свою агентскую сеть. Так, она привлекает людей, которые готовы объяснять потенциальным заемщикам, как оформить заявку на их сайте.
«Несмотря на то что контент нашего сервиса очень легок в восприятии, мы решили задействовать и этот инструмент. Попасть в команду, которая бы обучала, не так просто. Для этого нужно пройти специальный обучающий курс, собеседования. В настоящее время по Казахстану у нас 50 агентов. Наши услуги становятся настолько востребованными, что мы намерены выходить на новые рынки. Сейчас мы присутствуем в Европе, некоторых странах СНГ. В планах выйти на рынки Армении, Латинской Америки», - подчеркивают в компании.