Казахстанская компания составила портрет заемщика сервиса онлайн-кредитования, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«У каждой организации банковского и небанковского кредитования портрет клиента может отличаться. Однако некоторые тенденции можно обнаружить. Портрет клиента компаний онлайн-кредитования значительно отличается от портрета офлайн МФО. Портреты клиентов этих компаний как раз интересно сравнить в свете различий сегментов», – отметил генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan.kz Андрей Игнатенко.
MoneyMan.kz проанализировал информацию о клиентах, которые пользуются услугами сервисов онлайн-кредитования в Республике Казахстан. За основу были взяты данные анкетирования клиентов, Первого кредитного бюро, а также открытые источники информации.
Результаты анализа показали, что портрет клиента в первом полугодии 2016 года изменился по сравнению с 2015 годом незначительно.
«Это говорит как раз о том, что онлайн-компании нашли своего заемщика, идеального клиента», – прокомментировал Андрей Игнатенко.
Как правило, большая часть клиентов традиционных микрофинансовых организаций - это женщины. А услугами онлайн-сервисов пользуются мужчины.
Если в 2015 году услугами компаний больше пользовались женщины более 51%, то в первом полугодии 2016 доля мужчин среди заемщиков увеличилась до 53,5%.
Несмотря на то, что в целом заемщики онлайн-компаний моложе, чем клиенты традиционных МФО, клиент становится с каждым годом немного старше. Если в 2014 году от 18-30 лет было 65%, в 2015 - 60%, а в первом полугодии 2016 года уже 58,5%.
Количество клиентов в возрасте 31-40 лет остается неизменным - около 24%. А в возрасте 41-50 лет: 8% в 2014 году, 10,5% в 2015 году, а в 2016 году - более 11%. Значительно увеличилось число заемщиков в возрасте от 50 лет: 3,5% было в 2014 году, а в 2016 - уже около 7%.
«Современные технологии все глубже входят в обиход жителей. Люди старшего возраста все более активно начинают пользоваться различными гаджетами, современными онлайн-решениями, а также технологиями в области финансов», – отметил Андрей Игнатенко.
Как следует из анализа, клиенты компаний онлайн-кредитования не только моложе, но и образованнее клиентов офлайн-МФО.
«Не более 20% клиентов офлайн-компаний имеют высшее образование. В современных финтех-компаниях доля таких заёмщиков в 2016 году составляла 48%. Из них более 3% имеют второе высшее образование или ученую степень. В первом полугодии 2016 года доля владельцев дипломов об окончании вуза составила 45%. Более того, неполное высшее образование имеют еще 6,3% клиентов. Важно отметить, что растет количество клиентов с полным средним образованием. Его имеют 30,2% заемщиков, это на 9 п.п. больше, чем по итогам 2015 года. Клиент онлайн-компаний становится образованнее», – говорит Андрей Игнатенко.
Что касается семейного положения клиентов, в первом полугодии 2016 года количество заемщиков, которые пока не обзавелись своей семьей, составляла 54% против 52,5% в 2015 году. Выросла доля тех, кто состоит в браке – 39%, что на 2 п.п. больше, чем в 2014 году. В разводе 4% клиентов, около 2% живут вместе с партнером вне брака.
62% заемщиков зарабатывают от 65 тыс. до 150 тыс. тенге в месяц.
«Важно отметь, что доля заемщиков с заработной платой от 150 тыс. до 300 тыс. тенге увеличилась на 2 пп. по сравнению с 2014 годом и составляет 24%. Как правило, это люди, работающие в финансовой сфере. Они уверены в своем будущем, такие клиенты активно пользуются не только банковским кредитованием, но и услугами компаний онлайн-кредитования», – прокомментировал результаты исследования Андрей Игнатенко.
Таким образом, типичный заемщик сервиса онлайн-кредитования в Казахстане - это мужчина 30 лет с высшим образованием. Он холост, не имеет детей, работает в бюджетной сфере, его заработок составляет около 100 тыс. тенге в месяц.