В Национальном банке РК разрабатывается проект Программы по повышению финансовой грамотности казахстанцев, об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе регулятора. Так, в банке пояснили, что по мере роста потребления финансовых услуг в Казахстане стал нарастать и поток обращений граждан в Нацбанк.
Если в 2004-2005 годах потребители больше интересовались условиями финансовых услуг, компенсацией советских вкладов, то, начиная с 2007 года по сегодняшний день, преобладающими стали жалобы на действия финансовых организаций, рассказал в рамках спецпроекта «Национальный Банк информирует, комментирует, разъясняет» начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций НБ РК Александр Терентьев.
Он отметил, что в большинстве случаев обращений к регулятору нарушения законодательства или условий договоров выявлены не были.
«Большой поток обращений свидетельствует с одной стороны о недостаточном понимании гражданами последствий и рисков получаемых финансовых услуг, с другой стороны – о недостаточной разъяснительной работе самих финансовых организаций, а также указывает на несовершенство отдельных норм законодательства», - считает Александр Терентьев.
Он также сообщил, что регулятор планирует сконцентрироваться на повышении уровня финансовой грамотности населения, как одной из наиболее эффективных форм защиты потребителей. Так, в рамках Антикризисного плана действий правительства и Национального банка по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы готовится проект Программы по повышению финансовой грамотности населения, которая будет реализовываться Нацбанком совместно с банками второго уровня.
«Отсутствие у граждан необходимых знаний и навыков в области персональных финансов, принятие непродуманных решений зачастую приводит к плачевным для многих из них последствиям. В первую очередь - в принятии на себя значительного долгового бремени», - отметил Александр Терентьев.
Кроме того, с 2014 года в Нацбанке и в территориальных филиалах действует Общественная приемная, где ежедневно предоставляются консультации населению и оказывается им правовая помощь по вопросам, связанным с предоставлением финансовых услуг. Так, в 2015 году были предоставлены консультации 1 067 гражданам. Причем 80% из них составляли консультации по программе рефинансирования ипотечных займов.