Вследствие недостаточно эффективного налогового администрирования не в полной мере используется потенциал налоговых поступлений. Несмотря на сокращение по сравнению с уровнем 2014 года, сумма недоимки государственного бюджета по-прежнему значительна: на 1 января 2016 года она составляет 85,3 млрд тенге. Большие объемы наличных оборотов в предпринимательской деятельности создают условия для функционирования лжепредпринимательских фирм и влекут значительные потери бюджета. При этом меры, препятствующие обналичиванию денежных средств, неэффективны, механизмы своевременного выявления потенциальных лжепредприятий отсутствуют. Значительные потери бюджета образовались при использовании схем уклонения от уплаты налогов - более 1 трлн тенге, в том числе посредством сомнительных взаиморасчетов с лжепредпринимателями. Об этом сегодня, выступая в мажилисе Парламента, сообщил председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Козы-Корпеш Джанбурчин, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По его словам, остается высокой доля безрезультативных налоговых проверок: так, в 2014 году таких проверок было 35,9%, в 2015 году – 27,8% от общего числа всех проведенных проверок. Доначисленные по результатам проверок налоги и платежи своевременно не взимаются. В частности, доначислены налоги и платежи на сумму 598,6 млрд тенге, из них по состоянию на 1 января 2016 года взыскано лишь 34,4 млрд тенге, или 5,8%.
Установлены факты непроведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов, не исполнивших уведомления органов госдоходов об устранении нарушений.
При этом необоснованное продление или приостановление налоговых проверок приводит к истечению срока исковой давности для доначисления заниженных платежей и, как следствие, к значительным потерям бюджета.
В то же время, по словам Козы-Корпеша Джанбурчина, из-за недостаточности контроля за правильностью заполнения таможенных деклараций участниками внешнеэкономической деятельности допущены факты неправильной классификации импорта товаров. Таким образом, это привело к использованию различных схем уклонения от уплаты налогов.
«Несмотря на проведенные уточнения и корректировки в конце отчетного финансового года, не освоены средства республиканского бюджета на сумму 7,8 млрд тенге.
На конец отчетного периода сформировались остатки бюджетных средств в сумме 264,4 млрд тенге с превышением в 90 раз объемов 2014 года, а это 3 млрд тенге. Кроме того, установленный на 2015 год лимит правительственного долга превышен на 465,7 млрд тенге», - заявил Козы-Корпеш Джанбурчин.
По оценке Счетного комитета, с учетом неосвоенных сумм в 2015 году неэффективно использовано 459,2 млрд тенге.
«В отчетном периоде отмечается увеличение дебиторской задолженности на 36,6 млрд тенге. Она составила 206,6 млрд тенге. Это связано с несоблюдением финансовой дисциплины, слабой претензионно-исковой работой, затягиванием исполнения судебных решений. Решение этого вопроса мы видим в осуществлении оценки возможных рисков потенциальных поставщиков на этапе проведения конкурсных процедур и усилении контроля за ходом исполнения ими обязательств», - отметил глава Счетного комитета.
По его мнению, актуальным остается вопрос недостаточно качественной разработки государственных программ. По отдельным мероприятиям не определена требуемая потребность в ресурсах, не указаны промежуточные значения целевых индикаторов, что не позволяет оценить достигнутые результаты. Не на должном уровне разработаны показатели 18 целевых индикаторов госпрограммы «Информационный Казахстан», вследствие чего допущено занижение их плановых значений. Запланированные мероприятия госпрограмм не исполняются в полном объеме, не достигаются их целевые индикаторы.
«Выявлены недостатки и недоработки в деятельности субъектов квазигосударственного сектора. Системной проблемой субъектов с участием государства является несвоевременное перечисление части чистого дохода, либо его неперечисление в бюджет государства. В распоряжении субъектов квазигосударственного сектора после уплаты части чистого дохода остаются значительные средства, которые кратно превышают размеры объемов отчислений в бюджет и размещаются на депозитных счетах банков второго уровня. Выявлены факты нарушения субъектами квазигосударственного сектора бюджетного и иного законодательства, несоблюдения установленных норм и лимитов по административным затратам», - заявил Козы-Корпеш Джанбурчин.
Он отметил, что административная ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора установленных правовыми актами натуральных норм по административным расходам законодательством не предусмотрена.
Между тем неисполнение целевых трансфертов акиматами областей, городов Астаны и Алматы составило 7,1 млрд тенге, в том числе по текущим – 1,2 млрд тенге, на развитие – 5,9 млрд тенге.
«Несмотря на снижение объемов выделяемых целевых трансфертов регионам, в 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечается рост на 67,6%, до 410,5 млрд тенге, финансовых нарушений, связанных с формированием и использованием целевых трансфертов.
Не обеспечиваются полнота и достоверность расчетов бюджетных заявок, прямые и конечные результаты, предусмотренные в соглашениях о результатах по целевым трансфертам, не достигаются», - констатировал председатель Счетного комитета.
Он добавил, что по итогам проведенных комплексных и тематических проверок в регионах выявлены системные проблемы и низкая эффективность реализации инвестиционных проектов. Так, из года в год допускаются одни и те же нарушения. По оценке Счетного комитета, центральными государственными и местными исполнительными органами при реализации республиканских инвестиционных проектов допущены нарушения на общую сумму 502,5 млрд тенге.
В отдельных регионах не соблюдались требования Бюджетного кодекса в части своевременного и обязательного софинансирования проектов. Так, из 153 республиканских инвестиционных проектов в 2015 году планировалось завершить 96 проектов, а фактически закончен 81. Из реализуемых в 2015 году в областях 970 инвестиционных проектов планировалось завершить 576, а фактически закончено 527.
По 49 незавершенным проектам не достигнуты 105 показателей прямых и конечных результатов соглашений по целевым трансфертам.
Подводя итоги, Козы-Корпеш Джанбурчин отметил, что сумма неэффективно использованных бюджетных средств, активов государства и иных нарушений составила 479,6 млрд тенге. Из 185,7 млрд тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 135,4 млрд тенге, или более 70%. В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 40 материалов контроля. К административной ответственности привлечено 75 юридических и 66 должностных лиц, к дисциплинарной – 271 должностное лицо. В доход государства взысканы штрафы на сумму 16 млн тенге.