С ноября прошлого года Национальный банк еженедельно проводит индивидуальные встречи с каждым коммерческим банком для обсуждения текущих и перспективных вопросов деятельности банка, проблемных моментов. Очевидно, что регулятор совместно с игроками пытается преодолеть сложные времена для рынка. Тем более год предстоит не простым для банков, как, впрочем, и для всей экономики страны. Своим мнением с «Капитал.kz» относительно роста банковского сектора, его прибыльности и банковских продуктов поделились игроки рынка и представители рейтинговых агентств.
«Мы предполагаем, что 2016 год будет более тяжелым для банковской системы Казахстана, чем 2014-2015 годы», – считает Аннет Эсс, ведущий аналитик Standard & Poor’s по оценке рисков банковской системы Казахстана. При этом, по ее словам, значительная девальвация будет оказывать влияние на финансовое состояние банков, в частности, их способность поддерживать достаточную ликвидность в тенге, значительные затраты на хеджирование валютных рисков, снижение уровня капитализации, предполагаемый рост проблемной задолженности по валютным кредитам. Давление на рынок окажет и сокращение роста ВВП Казахстана и соответствующее снижение возможности наращивать объем бизнеса и прибыли. Скажется и предполагаемое уменьшение финансирования по государственным программам ввиду снижения роста ВВП.
При этом среди позитивных факторов, по ее мнению, может стать более прозрачная и предсказуемая политика Национального банка по предоставлению валютных свопов. «Мы не предвидим роста активов банковской системы, если не учитывать переоценку статей баланса по новому обменному курсу», – подытожила Аннет Эсс.
Данила Смирнов, председатель правления АО ДБ «Альфа-Банк», также считает, что 2016 год будет сложным и в каком-то роде даже определяющим для развития всей банковской системы в ближайшие 5-7 лет.
«Внешние факторы изменились для всех субъектов рынка Казахстана. В 2015 году многие не успели в полной мере прочувствовать изменения, еще был некий запас прочности. Со временем все ощутят на себе рост ставок, отсутствие длинных денег, снижение потребительского спроса, связанное со снижением покупательской способности. Клиенты корпоративного сегмента, МСБ или физические лица – все должны будут пересмотреть свою модель действий. Кто-то сможет приспособиться лучше, кто-то нет. Безусловно, всему этому будет сопутствовать увеличение рисков, в том числе кредитных, в деятельности банков», – считает глава Альфа-Банка. По его словам, на рынок будет давить вопрос тенговой ликвидности и стоимости ресурсов на денежном рынке, которая временами достигала 500% годовых. «Также сохранит актуальность вопрос урегулирования проблемных кредитов, который, по нашим прогнозам, станет еще более острым. Регулятор должен обратить внимание и взять под контроль эти вопросы», – добавил Данила Смирнов.
Игроки будут уделять внимание поддержке своих клиентов и стараться сохранить клиентскую базу, особенно вкладчиков и тех, кто приносит стабильный комиссионный доход, полагает Сергей Коваленко, управляющий директор АТФБанка. В связи с этим предложение банковских услуг во многом станет еще более привлекательным по сравнению с прошлыми годами.
«Вполне логично, что ставки будут сделаны банками либо на ценовой фактор, либо на более качественный сервис с сохранением цены за услугу. В любом случае в конечном счете от этих процессов выиграет клиент», – добавил управляющий директор АТФБанка. Относительно прибыльности он пояснил, что по итогам года прогноз этого показателя неоднозначный. «Ситуация с тенговой ликвидностью, уровень инфляции, сокращение расходов компаний – все это будет отражаться на росте экономики и, соответственно, на динамике банковского сектора. Если по итогам 2016 года будет уровень, сопоставимый с уровнем 2015 года, это уже будет хороший результат», – подчеркнул Сергей Коваленко.
Что будет двигать рынок?
Касательно банковских продуктов Аннет Эсс пояснила, что казахстанские банки исторически предлагают простые продукты – кредиты и депозиты юридическим и физическим лицам. «Мы не ожидаем появления на рынке новых сложных продуктов. Скорее всего, банки постараются наращивать рассчетно-кассовое обслуживание юрлиц и электронный банкинг для юридических и физических лиц в связи с замедлением кредитования», – отметила аналитик S&P.
Сергей Коваленко полагает, что одними из основных драйверов в сегменте банковских услуг/продуктов для юридических лиц и, в частности, для субъектов МСБ станут комиссионные услуги и расчетно-кассовое обслуживание на качественно новом уровне.
«В сегменте кредитования бизнеса мы не ожидаем значительных всплесков активности. Действия со стороны банков во многом будут направлены на сохранение клиентской базы и предоставление условий в области текущих кредитов, позволяющих обеспечить доходность и банка, и клиента. Более активные предложения в сегменте МСБ будут для тех предприятий, которые сумеют сохранить свою динамику развития в непростой экономический период», – уверен Сергей Коваленко.
При этом он не исключает увеличения спроса на потребительское кредитование и параллельно со снижением цен на недвижимость роста спроса на ипотеку.
«Однако финансово-кредитные организации прекрасно понимают, что доходность формируется не на этапе выдачи кредита, а на этапе его возврата заемщиком. Поэтому критерий «качества» потенциального заемщика будет играть достаточно большую роль при принятии банками решения о выдаче кредитов. К тому же вопрос ликвидности может умерить аппетиты многих активных кредиторов», – поделился своим мнением Сергей Коваленко.
Глава казахстанской «дочки» Альфа-Банка уверен, что в условиях затишья в бизнесе многие банки будут ориентированы на решение возникших проблем и сложностей клиентов. «Что касается АО ДБ «Альфа-Банк» в 2016 году, мы продолжим активно развивать информационные технологии дистанционного обслуживания – интернет-банкинг для физических и юридических лиц, мобильный банк и интернет-эквайринг. При этом, отметил он, банк планирует запустить ряд кредитных и депозитных продуктов, а также обновить тарифы по РКО. В приоритете, подчеркнул он, будут направления, где банк видит потенциал и имеет конкурентные преимущества, благодаря которым планируется усилить свое присутствие в том или ином сегменте рынка.
Сергей Коваленко рассказал, что в АТФБанке намерены делать все возможное, чтобы предложить своим клиентам действительно эффективное сотрудничество по всем направлениям.
«В настоящее время мы активно улучшаем качество сервиса, развиваем современные каналы обслуживания клиентов и пересматриваем линейку текущих продуктов/услуг, чтобы сделать их еще более удобными, простыми и понятными для клиентов. Кроме того, мы и дальше будем участвовать в различных государственных программах, тем самым помогая своим клиентам развивать бизнес в этот сложный период», – подытожил представитель АТФБанка.