С 1 января 2016 года страховая компания самостоятельно будет проводить оценку ущерба при ДТП, независимый оценщик будет исключен из системы оценки. Изменения были внесены в Закон РК «Об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств». Об этом представители Ассоциации страховщиков Казахстана сообщили на пресс-конференции в Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как отметил генеральный директор Ассоциации страховщиков Казахстана Павел Завалко, со следующего года только страховщик будет проводить оценку ущерба при ДТП.
«До принятия поправок оценка ущерба проводилась с обязательным участием независимого оценщика, получившего аккредитацию в Нацбанке РК. Страховая компания раньше была исключена из процедуры оценки, ей отводилась лишь роль «плательщика по счетам». Из-за этого существовал скрытый конфликт интересов между страховыми компаниями и независимыми оценщиками. Так, были случаи, при которых можно было зафиксировать мошеннические схемы со стороны недобросовестных оценщиков, когда по договоренности со страхователем сумма ущерба необоснованно завышалась. Это приводило к необоснованному росту убытков страховщиков, поскольку они платили больше, чем по закону», - сообщил Павел Завалко.
Он подчеркнул, что порой оценка ущерба страховщика и независимой оценочной компании отличалась в разы.
«Потому что достаточно часто страховщики делали одну оценку, независимый оценщик другую. Для обсуждения и урегулирования спора уже между страховщиком, страхователем и оценщиком в суде иногда требовалась и третья оценка. Процесс определения убытка сильно затягивался, когда разница в оценках, предоставленной разными независимыми оценщиками, составляла более 10-15%. Понятно, что могут быть некие отклонения в оценке ущерба... Цены на детали могут быть разные...Иногда оценки отличались кардинально, более чем на 100%. По данному проекту я работал с мажилисом и сенатом, и у нас есть материалы, когда оценка одного и того же имущества отличалась на 400%. И здесь понятно, что это были те самые договорные схемы, между независимым оценщиком и автовладельцем», - отметил Павел Завалко.
По его словам, изменения в законодательстве должны будут ускорить сроки рассмотрения заявления по страховым выплатам по обязательному страхованию ГПО автовладельцев. «Также это нововведение будет способствовать повышению финансовой дисциплины страховщиков», - считает Павел Завалко.
Возникает вопрос, не станут ли страховщики занижать размер ущерба при оценке? Управляющий директор Фонда гарантирования страховых выплат Марина Шиповалова уверена, что «такой сценарий исключен».
«В настоящее время Нацбанком разрабатывается порядок осуществления страховых выплат. Раньше разница в оценке в 400% возникала, потому что не было единого документа, которым при расчете ущерба руководствовались бы оценщики и страховщики. Под эгидой страхового омбудсмана был подписан меморандум, которого придерживались страховщики, но не оценщики. Вскоре, планируется внедрить единый документ, по которому оценку будут производить и страховые компании и независимые оценщики, если к ним обратится автовладелец. Процесс оценки будет жестко регламентирован и разница в оценке быть не должно. Разница может возникнуть, к примеру, если при расчетах были использованы различные источники стоимости запчастей и материалов. Оценка может отличаться максимум на 5-10%», - считает она.
В Фонде гарантирования страховых выплат обращают внимание, что количество автотранспорта из года в год ощутимо растет. «С 2007 года по 2012 год количество легковых автомобилей в Казахстане увеличилось на 49%. На 1 сентября 2015 года насчитывается 4,8 легковых авто. При таком резком росте автотранспорта объем премий с 2012 года по 2013 год увеличился на 12%, с 2013 по 2014 год – всего на 7,7%», - отметили в фонде.
По словам Марины Шиповаловой, увеличение автопарка повлияло на расходы страховщиков по страховым выплатам. Она подчеркнула, что они «достаточно серьезно» растут.
«За последние три года рост страховых выплат ежегодно увеличивается на 24%. Это серьезный показатель. К тому же, девальвация, которая была в феврале прошлого года и в августе 2015 года, дают основание полагать, что запасные части подорожают, и выплаты страховщиков по обязательному страхованию ГПО автовладельцев также будут расти. Возможно, более высокими темпами, чем за последние три года», - считает Марина Шиповалова.
Она обращает внимание, что убыточность страховщиков по обязательному автострахованию может повыситься за счет инициативы, которая сейчас активно обсуждается.
«В настоящее время обсуждается концепция урегулирования примирения сторон при ДТП, когда две стороны аварии договариваются о том, что они не имеют друг к другу претензий. То есть виновный в аварии уже определен. При этом существует определенный лимит фактически нанесенного убытка и ряд других параметров, которые должны быть соблюдены участниками ДТП. В этом случае участники ДТП могут не оформлять аварию через органы дорожной полиции и получить страховую выплату по упрощенному режиму в страховой компании», - уточнила Марина Шиповалова.
По ее словам, убыточность может вырасти за счет того, что увеличится количество небольших выплат со стороны страховщиков . «Если сейчас порядок (по возмещению убытка – Ред.) будет упрощен, то есть риск того, что количество мелких ДТП будет значительно увеличено, и количество выплат со стороны страховщиков тоже вырастит. Это приведет к тому, что доля страховых выплат в страховых премиях будет расти. На сегодняшний день средняя выплата, которая производится страховщиками по обязательному ГПО авто, составляет 290 тыс. тенге. Три года назад она была на уровне – 170 тыс. тенге. По Евпропротоколу, размер лимита составляет 50 МРП – это около 100 тыс. тенге», - подчеркнула Марина Шиповалова.
Уровень убыточности в регионах ощутимо отличается. Например, по итогам 2014 года Астана лидер по этому показателю. Доля страховых выплат от общего объема собранных премий в столице составила 68%. «Скорее всего, в этом году убыточность будет выше», - считает Марина Шиповалова.
В Алматы доля премий от выплат достигла 49%, в Карагандинской области - 58%, в Актюбинской - 47%, в Костанайской - 41%.
В настоящее время коэффициент, который применяется при расчете тарифа по автостраховке, в Алматинской области составляет 1,78, для Алматы - 2,96.
По мнению Марины Шиповаловой, этот дисбаланс нужно устранять, поэтому следует пересмотреть региональные коэффициенты. «Автомобили, которые зарегистрированы в области, фактически ездят в Алматы. Областные водители, это достаточно опасный сегмент автовладельцев... У нас чуть ли не четверть автовладельцев в мегаполисе, это сельское население. Не так страшно, когда при ДТП виноват водитель из области, а страшно, когда он является пострадавшим. В этом случае ущерб выплачивает алматинский водитель, и растет статистика по страховым выплатам в Алматы. В связи с этим Ассоциация страховщиков рекомендовала, чтобы при внедрении Европротокола, были пересмотрены региональные тарифы», - отметила она.
Страховщики надеются, что будет пересмотрена также система Бонус-Малус. «В рамках этой системы происходит премирование добросовестных водителей и наказание недобросовестных. Cтепень наказания недобросовестных водителей, которые приносят огромный убыток страховщикам, и небольшой убыток, одинаковы. При убытке 100 тыс. тенге наказание такое же, как и при убытке 1,5 млн тенге. Считаем, для стимулирования безаварийной езды необходимо адекватно наказывать водителей, которые нанесли больший вред пострадавшему при ДТП. То есть к виновникам аварий по страховым полисам нужно применять более жесткие коэффициенты. Эти механизмы нужно обсуждать… Необходимо, чтобы непосредственно сам автовладелец понимал, насколько выгодно ездить безаварийно, то есть платить либо меньше, либо больше (за полис - Ред.). Чтобы ответственность наступала не из-за того, что водителя запугали административным кодексом, а из-за того, что он будет считать свои деньги», - считает Марина Шиповалова.