USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.15$
+0.110
BTC
64140.80$
-2203.800

Микрозаймы уходят в онлайн с макроскоростью

На рынке дистанционных займов появятся международные игроки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Микрозаймы уходят в онлайн с макроскоростью- Kapital.kz

Среди услуг микрокредитования и микрофинансирования особую популярность среди казахстанцев начинают приобретать необеспеченные займы через интернет, когда микрокредит оформляется на сайте и деньги поступают непосредственно на действующую банковскую карту любого банка РК. При этом заемщик может самостоятельно выбрать сумму займа в рамках указанного лимита и срок погашения. Чем выше сумма и срок, тем выше процент вознаграждения, который также можно наглядно увидеть на сайте кредитора, оформляя заем. По данным экспертов, рынок беззалоговых займов на банковские карты, включая сегмент потребительского онлайн-кредитования, с ноября 2014 года по ноябрь 2015 года вырос примерно в 3 раза.

«Дистанционный сегмент предоставления заемных средств растет быстрее классического кредитования. Мы видим этот тренд на всех рынках присутствия. Например, в России кредитный совокупный портфель компаний онлайн-кредитования сегодня составляет порядка $60 млн и вырос более чем вдвое с начала года», – рассказывает Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan. Эксперт отмечает, что еще несколько лет назад через интернет можно было получить только краткосрочный заем. «В 2015 году у заемщиков появилась возможность получить продукты категории installment loans, то есть займы, приближенные к банковским продуктам с более длинным сроком, большей суммой и с постепенным погашением. Также появились POS-кредиты онлайн. Нет никаких сомнений, что и другие виды кредитов в ближайшем будущем переместятся в онлайн-среду, в том числе кредитование МСБ», – считает Батин.

Подобные микрозаймы выдаются преимущественно физическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласно статистике экспертной группы Kredit24.kz, среди потребителей микрозаймов 45% мужчин и 55% женщин, возрастом от 21-го до 38-ми лет и средняя сумма кредита составляет 25 000-30 000 тенге.

«Среди клиентов нашей компании в Казахстане мужчин и женщин примерно поровну. Более 70% заемщиков – в возрасте от 22 до 40 лет. Более половины не состоят в браке. Надо отметить, что клиенты компаний онлайн-кредитования значительно образованнее заемщиков классических микрокредитных организаций. Почти половина клиентов MoneyMan имеют законченное или неполное высшее образование», – рассказывает о целевой аудитории руководитель MoneyMan. По данным компании, в 2015 году средняя сумма займа MoneyMan.kz увеличилась до 37 тыс. тенге с 29 тыс. тенге в 2014 году. «Прежде всего, это объясняется девальвационными процессами в Казахстане, а также тем, что в течение 2015 года мы дважды увеличивал максимальную сумму займа», – отмечает Борис Батин.

По словам экспертов, более 60% казахстанцев берут займы, указывая цель – неотложные нужды. Затем следуют медицинские услуги – около 15%. Менее популярны займы на ремонт, покупка различной техники и траты на торжества. Замыкают список наиболее популярных целей микрозаймов путешествия.

По данным MoneyMan, за 10 месяцев 2015 года здесь было выдано в 4,5 раза больше займов, чем за весь 2014 год. При этом Борис Батин указывает, что задолженность, просроченная более чем на 90 дней, так называемая NPL 90+, по казахстанскому портфелю MoneyMan находится на уровне 8%. «Тогда как в России этот показатель составляет около 14%. Это говорит о том, что финансовая дисциплина жителей Казахстана выше, чем у россиян», – делает вывод эксперт.

Так как в бизнес-процессе компаний дистанционных займов отсутствует этап очной встречи с заемщиком и процесс одобрения и выдачи займа автоматизирован, здесь уделяется большое внимание системе оценки рисков. «MoneyMan.kz использует вероятностные методы оценки заемщиков, основанные на статистике и данных, которые мы можем собирать из различных источников. Алгоритм инновационной модели принятия решений о выдаче микрозайма «Скоринг 6.0» включает несколько сотен агрегатов, в том числе технологии множественного поиска, big data, внутреннюю кредитную историю, антифрод-сервисы и другие внешние источники, например, информацию из аккаунтов заемщиков в социальных сетях. На оценку платежеспособности заемщика также влияет такой экзотический параметр, как поведение пользователя на нашем сайте», – рассказывает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan. При этом скоринговая модель компаний онлайн-кредитования в некоторой степени лояльнее к заемщику, чем отдельные системы оценки рисков в банках, и займы могут получить люди даже с несовершенной кредитной историей.

Игроки рынка онлайн-кредитования уверены, что этот сегмент в 2016 году будет расти опережающими темпами и в перспективе нескольких лет может заместить классическое офлайн-микрокредитование. Этому будут способствовать проникновение интернета в Казахстане, в том числе мобильного, рост количества смартфонов у населения, развитие платежных систем и онлайн-банкинга. «Мы прогнозируем существенный рост количества потребителей микрокредитов и микрозаймов. Этому способствуют растущее количество и популярность сервисов онлайн-кредитования в РК, как и в других странах, и доверие со стороны потребителей, за счет удобства и доступности услуги», – прогнозируют аналитики экспертной группы Kredit24.kz.

«В четвертом квартале 2015 года мы наблюдаем в Казахстане то, что описал в своей книге «Переломный момент: как незначительные изменения приводят к глобальным переменам» канадский социолог Малкольм Гладуэлл. Количество клиентов, начинающих пользоваться услугой, стало превалировать над количеством тех, кто воспользовался услугой и более к ней прибегать не планировал. В доказательство этого я могу привести статистику. MoneyMan в Казахстане только за октябрь вырос сразу на 40%. Это взрывной рост, и мы надеемся на сохранение такого тренда. В 2016 году MoneyMan вырастет в 3 раза по объемам выдач по сравнению с 2015 годом», – прогнозирует руководитель MoneyMan.

Одним из главных трендов эксперты называют автоматизацию бизнес-процессов, которая позволяет ускорить оценку платежеспособности заемщика, сократить время ожидания выдачи денежных средств. Среди других тенденцией 2016 года – появление новых игроков на рынке онлайн-кредитования. «По моим данным, на рынок Казахстана планируют выйти сразу несколько международных компаний дистанционных займов. Как и наша организация, международные игроки принесут новые инновационные технологии и лучший иностранный опыт, что позитивно скажется на развитии всего финансового сектора страны», – резюмирует Борис Батин.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.