Председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова выразила надежду, что Нацбанк станет более транспарентным в управлении средствами Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и Национального фонда, об этом она заявила на пресс-конференции в Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Банкир прокомментировала возможные регуляторные изменения со стороны Нацбанка, которые могут последовать после смены главы финрегулятора.
«Мы живем во времена больших перемен, поэтому все изменения уже нормально, хорошо воспринимаем. В целом пока сегодня еще сложно что-то комментировать (по поводу деятельности нового председателя Нацбанка Данияра Акишева. – Ред.), мы пока еще не видели никаких официальных заявлений от регулятора, у нас не проводилось больших встреч (после того как Нацбанк возглавил г-н Акишев). Единственное, что я могу сказать, Данияр Акишев - человек из Нацбанка, изнутри (знает работу регулирующих органов. – Ред.)… Думаю, что он очень технический, профессиональный. Надеюсь, что будет преемственность и с новым главой Нацбанка все-таки продолжится рабочий диалог с банками второго уровня», - отметила Умут Шаяхметова.
Она выразила надежду, что Казахстаном «будет взят курс на еще большую либерализацию».
«… в плане расширения рыночной экономики и рыночных инструментов. Президент сказал, что мы идем в рамках приватизации, и хочется, чтобы в финансовом секторе так же все происходило. Так, в последние годы под Нацбанком было много чего монополизировано, начиная от биржи, Единого накопительного пенсионного фонда. Также это коснулось Единого кредитного бюро, Единого регистратора, идей по страхованию, Единого процессингового центра. Надеюсь, что, наоборот, сейчас мы все-таки пойдем в обратную сторону… Считаю, что мы совершили уже один круг, поняли, что это не очень хорошо работает, что это (Нацбанк. – Ред.) не самый лучший менеджер, потому что все эти компании (которые принадлежат Нацбанку. – Ред.) убыточны и не приносят дохода для Нацбанка, плюс к этому убивается вообще рынок», - подчеркнула Умут Шаяхметова.
Банкир заявила, что она «очень рассчитывает на еще большую прозрачность деятельности Нацбанка по управлению активами ЕНПФ и по Нацфонду». «Очень рассчитываю на развитие рынка ценных бумаг, очень надеюсь на все-таки стабильное регулирование, что наши законы будут хотя бы 2-3 года не меняться, и среднесрочная и долгосрочная политика (государства и Нацбанка. – Ред.) будет понятна», - отметила Умут Шаяхметова.
Глава Народного банка предположила, что уровень доходности ЕНПФ к концу года может и не превысить уровень инфляции.
«Самый главный вопрос, как мне кажется, все забывают про интересы вкладчиков пенсионного фонда. Я, например, вкладчик теперь уже ЕНПФ, и я не совсем согласна с заключением, что ЕНПФ показал рекордную возвратность по пенсионным активам в этом году. Причем, доходность в 9% сравнивалась с инфляцией в 8%, сегодня уже уровень инфляции составляет 9,4%. То есть доходность уже ниже уровня инфляции, плюс к этому до конца 2015 года инфляция будет еще выше…», - заметил Умут Шаяхметова.
Она обратила внимание, что зависимость каждого банка от пенсионных накоплений нужно оценивать по нескольким критериям.
«Видела в прессе много разных высказываний касательно того, что самые большие объемы средств от ЕНПФ расположены в Народном банке – на самом деле это не так, если основываться на данных на 1 ноября. Нужно правильно анализировать, смотреть не только на облигации, которые были приобретены пенсионным фондом, но и на депозиты, размещенные в банке – это общая сумма фондирования от ЕНПФ. На сегодня в Народном банке от пенсионного фонда размещено средств на сумму 307,7 млрд тенге, в Казкоме – 418,2 млрд тенге. Если брать соотношение капитала (и объема привлеченных средств от Единого накопительного пенсионного фонда. – Ред.), то это, в принципе, правильный анализ. В нашем банке такое соотношение около 65%. То есть средства ЕНПФ в нашем банке занимают 65% нашего капитала. В других банках этот показатель зашкаливает за 100%. Но, наверное, это не самый главный момент, все-таки, самый главный момент – необходимо смотреть на риски, куда размещаются деньги ЕНПФ…», - считает банкир.
Она привела в пример еще несколько критериев, на которых пенсионный фонд может основывать свой выбор при инвестировании средств. «Это и рейтинги банков, уровень их капитализации… нужно посмотреть чем занимается тот или иной банк, на его платежеспособность, прибыльность и так далее. Если говорить о нашем банке, то мы единственный банк, который (достаточно быстро. – Ред.) вернул государственные деньги из четырех банков, которым ранее государство предоставило средства через вхождение в их капитал. Мы единственный банк, который вернул средства государства через год, с полным инвестдоходом, с полной доходностью. Наверное, это тоже показатель надежности, сохранности или не сохранности пенсионных активов», - отметила Умут Шаяхметова.
Банкир обратила внимание, что не все банки направляют пенсионные средства в экономику.
«Если у Народного банка все пенсионные деньги идут обратно в экономику, то в некоторых других банках эти средства опять идут на потребительские займы.. Направляясь на потребительские кредиты, где нет целевого контроля, они опять возвращаются на валютный рынок. То есть когда мы говорим, что пенсионные деньги вливаются в банки, нужно смотреть, куда они направляются… Поэтому мне кажется, что пенсионные средства нужно вкладывать в экономику, но не нужно забывать про интересы вкладчиков. Все-таки нас впереди, дай Бог, ждет пенсия, и очень важно, чтобы эта пенсия была нормальной и достойной, тем более это наши личные отчисления, наши личные накопления. И, считаю, что (государству. – Ред.) надо тоже спрашивать наше мнение (мнение вкладчиков. – Ред.), куда я хочу направить свои пенсионные накопления и какую доходность я хочу на них получить, - заявила Умут Шаяхметова.