С начала года рынок франчайзинга Казахстана увеличился на 20%, сейчас он насчитывает 495 франчайзинговых систем. Между тем, как полагают в Евразийской ассоциации франчайзинга, в следующем году количество игроков может сократиться.
По оценкам, объем казахстанского рынка франчайзинга составляет $3 млрд, в конце прошлого года объем рынка был меньше – $2,5 млрд. «80% рынка франчайзинга Казахстана представлено иностранными франшизами, из них 60% – российские», – пояснил Бекнур Кисиков, президент Евразийской ассоциации франчайзинга.
По информации собеседника, в стране насчитывается 495 франчайзинговых систем. Каждый год появляется около 10-15 брендов, которые готовы продаваться в качестве франшизы. Между тем, он предполагает, что в следующем году рынок может недосчитаться несколько игроков. «Несмотря на то, что в 2016 году откроются новые сети, некоторые старые могут закрыться. Одна из причин – привязка стоимости арендной платы к доллару. Мне известно о нескольких случаях, когда бренды покидали торговые центры по этой причине. К тому же некоторые известные торговые марки покидают Казахстан из-за того, что они пребывают в ситуации неопределенности – курс тенге невозможно прогнозировать. Например, иностранные франшизы зависимы от поставок оборудования и ингредиентов из-за рубежа, которые они приобретают за доллары или евро», – подчеркнул Бекнур Кисиков.
Рынок франчайзинга достаточно концентрированный. Собеседник обращает внимание, что 40% казахстанского рынка франшиз – это фастфуд. «Доля этого сегмента за год увеличилась. Треть, а именно 30% рынка, это ретейл. Остальная доля рынка – это бизнес-услуги, сервисы», – сообщил он.
Популярность франшиз формата фастфуд объясняется низким порогом вхождения в этот бизнес. Например, при запуске работы уральской франшизы сети пиццерий Nexxio, объем инвестиций составляет 5-10 млн тенге. Вложения будут зависеть от размера помещения, цен на стройматериалы и оборудование. «Компания на рынке работает уже 10 лет, но продавать бренд как франшизу мы стали только в 2015 году. Паушальный взнос при покупке франшизы отсутствует. Размер ежемесячного роялти составляет 3% от общего оборота. В роялти входит реклама, а также возможность пользоваться нашей IT-платформой, которая позволяет координировать работу кассиров и другого персонала», – сообщила Дарья Королькова, PR-менеджер сети пиццерий Nexxio.
Она пояснила, что не все продукты для приготовления пиццы приобретаются в Казахстане. «Ингредиенты также закупаются в России, в частности, там мы покупаем полуфабрикаты и сыры – это 25-30% приобретаемых нами продуктов. Проседание российского рубля положительно сказалось на стоимости продуктов из России – для нас они стали дешевле. Между тем казахстанская продукция дорожает. Оборудование для своих точек мы заказываем через Россию, но оно итальянское и, соответственно, приобретается в иностранной валюте. Если говорить о продуктах, то мы даем лишь рекомендации франчайзи, где они могут покупать ингредиенты для пиццы», – уточнила Дарья Королькова.
Не все франшизы можно приобрести без паушального взноса. Например, при покупке узбекской франшизы «Самаркандская самса «Сам-Сам» размер такого взноса составляет $2 тыс. А объем стартовых инвестиций при установке ларька площадью от 9 кв. метров стартует от $3,5 тыс. – стритфуд. Стартовый объем инвестиций при установке фуд-корта в торговых центрах площадью от 25 кв. метров – от $6,5 тыс. При открытии кафе площадью от 100 кв. метров – от $9 тыс.
«На покупку оборудования может потребоваться 60 тыс. тенге. Роялти пока нет. Это позволяет франчайзи более гибко подходить к формированию ценовой политики. Например, себестоимость одной самсы составляет порядка 30 тенге, во многих торговых точках Алматы цена реализации может доходить до 100-120 тенге. Так, франчайзи, приобретя франшизу, может продавать самсу по той цене, которую он сочтет наиболее приемлемой – это может быть и 150 тенге», – сообщили в компании Franchmaster, которая занимается продажей франшизы «Сам-Сам» в Казахстане.
В организации также отметили, что минимальный размер ежемесячной прибыли составит $8,3 тыс., средний – $11,9 тыс., максимальный – $20,7 тыс. «Срок окупаемости составляет 3 недели. По нашим подсчетам, одна точка в день будет принимать в среднем не менее 100 заказов. Те блюда, которые можно приобрести в сети, приготовлены по самаркандской рецептуре, но адаптированы под казахстанский менталитет. Восток востоку рознь. Например, население Узбекистана больше любит какие-то жировые добавки. При покупке бренда «Сам-Сам» франчайзи может самостоятельно выбрать поставщика, у которого он будет готов приобрести ингредиенты для приготовления блюд. Мы лишь даем рекомендации, но франчайзи должен отвечать за качество продуктов, которые он использует», – сообщили в Franchmaster.