USD
481.84₸
-1.020
EUR
531.33₸
-1.840
RUB
5.07₸
-0.010
BRENT
78.14$
BTC
62153.00$
-63.100

Валютная неопределенность может разогнать франчайзеров

С начала года рынок франчайзинга Казахстана увеличился на 20%

Share
Share
Share
Tweet
Share
Валютная неопределенность может разогнать франчайзеров- Kapital.kz

С начала года рынок франчайзинга Казахстана увеличился на 20%, сейчас он насчитывает 495 франчайзинговых систем. Между тем, как полагают в Евразийской ассоциации франчайзинга, в следующем году количество игроков может сократиться.

По оценкам, объем казахстанского рынка франчайзинга составляет $3 млрд, в конце прошлого года объем рынка был меньше – $2,5 млрд. «80% рынка франчайзинга Казахстана представлено иностранными франшизами, из них 60% – российские», – пояснил Бекнур Кисиков, президент Евразийской ассоциации франчайзинга.

По информации собеседника, в стране насчитывается 495 франчайзинговых систем. Каждый год появляется около 10-15 брендов, которые готовы продаваться в качестве франшизы. Между тем, он предполагает, что в следующем году рынок может недосчитаться несколько игроков. «Несмотря на то, что в 2016 году откроются новые сети, некоторые старые могут закрыться. Одна из причин – привязка стоимости арендной платы к доллару. Мне известно о нескольких случаях, когда бренды покидали торговые центры по этой причине. К тому же некоторые известные торговые марки покидают Казахстан из-за того, что они пребывают в ситуации неопределенности – курс тенге невозможно прогнозировать. Например, иностранные франшизы зависимы от поставок оборудования и ингредиентов из-за рубежа, которые они приобретают за доллары или евро», – подчеркнул Бекнур Кисиков.

Рынок франчайзинга достаточно концентрированный. Собеседник обращает внимание, что 40% казахстанского рынка франшиз – это фастфуд. «Доля этого сегмента за год увеличилась. Треть, а именно 30% рынка, это ретейл. Остальная доля рынка – это бизнес-услуги, сервисы», – сообщил он.

Популярность франшиз формата фастфуд объясняется низким порогом вхождения в этот бизнес. Например, при запуске работы уральской франшизы сети пиццерий Nexxio, объем инвестиций составляет 5-10 млн тенге. Вложения будут зависеть от размера помещения, цен на стройматериалы и оборудование. «Компания на рынке работает уже 10 лет, но продавать бренд как франшизу мы стали только в 2015 году. Паушальный взнос при покупке франшизы отсутствует. Размер ежемесячного роялти составляет 3% от общего оборота. В роялти входит реклама, а также возможность пользоваться нашей IT-платформой, которая позволяет координировать работу кассиров и другого персонала», – сообщила Дарья Королькова, PR-менеджер сети пиццерий Nexxio.

Она пояснила, что не все продукты для приготовления пиццы приобретаются в Казахстане. «Ингредиенты также закупаются в России, в частности, там мы покупаем полуфабрикаты и сыры – это 25-30% приобретаемых нами продуктов. Проседание российского рубля положительно сказалось на стоимости продуктов из России – для нас они стали дешевле. Между тем казахстанская продукция дорожает. Оборудование для своих точек мы заказываем через Россию, но оно итальянское и, соответственно, приобретается в иностранной валюте. Если говорить о продуктах, то мы даем лишь рекомендации франчайзи, где они могут покупать ингредиенты для пиццы», – уточнила Дарья Королькова.

Не все франшизы можно приобрести без паушального взноса. Например, при покупке узбекской франшизы «Самаркандская самса «Сам-Сам» размер такого взноса составляет $2 тыс. А объем стартовых инвестиций при установке ларька площадью от 9 кв. метров стартует от $3,5 тыс. – стритфуд. Стартовый объем инвестиций при установке фуд-корта в торговых центрах площадью от 25 кв. метров – от $6,5 тыс. При открытии кафе площадью от 100 кв. метров – от $9 тыс.

«На покупку оборудования может потребоваться 60 тыс. тенге. Роялти пока нет. Это позволяет франчайзи более гибко подходить к формированию ценовой политики. Например, себестоимость одной самсы составляет порядка 30 тенге, во многих торговых точках Алматы цена реализации может доходить до 100-120 тенге. Так, франчайзи, приобретя франшизу, может продавать самсу по той цене, которую он сочтет наиболее приемлемой – это может быть и 150 тенге», – сообщили в компании Franchmaster, которая занимается продажей франшизы «Сам-Сам» в Казахстане.

В организации также отметили, что минимальный размер ежемесячной прибыли составит $8,3 тыс., средний – $11,9 тыс., максимальный – $20,7 тыс. «Срок окупаемости составляет 3 недели. По нашим подсчетам, одна точка в день будет принимать в среднем не менее 100 заказов. Те блюда, которые можно приобрести в сети, приготовлены по самаркандской рецептуре, но адаптированы под казахстанский менталитет. Восток востоку рознь. Например, население Узбекистана больше любит какие-то жировые добавки. При покупке бренда «Сам-Сам» франчайзи может самостоятельно выбрать поставщика, у которого он будет готов приобрести ингредиенты для приготовления блюд. Мы лишь даем рекомендации, но франчайзи должен отвечать за качество продуктов, которые он использует», – сообщили в Franchmaster.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.