Валютная неопределенность может разогнать франчайзеров
АВТОР

05.11.2015 • 10:04 3814

Валютная неопределенность может разогнать франчайзеров

С начала года рынок франчайзинга Казахстана увеличился на 20%

С начала года рынок франчайзинга Казахстана увеличился на 20%, сейчас он насчитывает 495 франчайзинговых систем. Между тем, как полагают в Евразийской ассоциации франчайзинга, в следующем году количество игроков может сократиться.

По оценкам, объем казахстанского рынка франчайзинга составляет $3 млрд, в конце прошлого года объем рынка был меньше – $2,5 млрд. «80% рынка франчайзинга Казахстана представлено иностранными франшизами, из них 60% – российские», – пояснил Бекнур Кисиков, президент Евразийской ассоциации франчайзинга.

По информации собеседника, в стране насчитывается 495 франчайзинговых систем. Каждый год появляется около 10-15 брендов, которые готовы продаваться в качестве франшизы. Между тем, он предполагает, что в следующем году рынок может недосчитаться несколько игроков. «Несмотря на то, что в 2016 году откроются новые сети, некоторые старые могут закрыться. Одна из причин – привязка стоимости арендной платы к доллару. Мне известно о нескольких случаях, когда бренды покидали торговые центры по этой причине. К тому же некоторые известные торговые марки покидают Казахстан из-за того, что они пребывают в ситуации неопределенности – курс тенге невозможно прогнозировать. Например, иностранные франшизы зависимы от поставок оборудования и ингредиентов из-за рубежа, которые они приобретают за доллары или евро», – подчеркнул Бекнур Кисиков.

Рынок франчайзинга достаточно концентрированный. Собеседник обращает внимание, что 40% казахстанского рынка франшиз – это фастфуд. «Доля этого сегмента за год увеличилась. Треть, а именно 30% рынка, это ретейл. Остальная доля рынка – это бизнес-услуги, сервисы», – сообщил он.

Популярность франшиз формата фастфуд объясняется низким порогом вхождения в этот бизнес. Например, при запуске работы уральской франшизы сети пиццерий Nexxio, объем инвестиций составляет 5-10 млн тенге. Вложения будут зависеть от размера помещения, цен на стройматериалы и оборудование. «Компания на рынке работает уже 10 лет, но продавать бренд как франшизу мы стали только в 2015 году. Паушальный взнос при покупке франшизы отсутствует. Размер ежемесячного роялти составляет 3% от общего оборота. В роялти входит реклама, а также возможность пользоваться нашей IT-платформой, которая позволяет координировать работу кассиров и другого персонала», – сообщила Дарья Королькова, PR-менеджер сети пиццерий Nexxio.

Она пояснила, что не все продукты для приготовления пиццы приобретаются в Казахстане. «Ингредиенты также закупаются в России, в частности, там мы покупаем полуфабрикаты и сыры – это 25-30% приобретаемых нами продуктов. Проседание российского рубля положительно сказалось на стоимости продуктов из России – для нас они стали дешевле. Между тем казахстанская продукция дорожает. Оборудование для своих точек мы заказываем через Россию, но оно итальянское и, соответственно, приобретается в иностранной валюте. Если говорить о продуктах, то мы даем лишь рекомендации франчайзи, где они могут покупать ингредиенты для пиццы», – уточнила Дарья Королькова.

Не все франшизы можно приобрести без паушального взноса. Например, при покупке узбекской франшизы «Самаркандская самса «Сам-Сам» размер такого взноса составляет $2 тыс. А объем стартовых инвестиций при установке ларька площадью от 9 кв. метров стартует от $3,5 тыс. – стритфуд. Стартовый объем инвестиций при установке фуд-корта в торговых центрах площадью от 25 кв. метров – от $6,5 тыс. При открытии кафе площадью от 100 кв. метров – от $9 тыс.

«На покупку оборудования может потребоваться 60 тыс. тенге. Роялти пока нет. Это позволяет франчайзи более гибко подходить к формированию ценовой политики. Например, себестоимость одной самсы составляет порядка 30 тенге, во многих торговых точках Алматы цена реализации может доходить до 100-120 тенге. Так, франчайзи, приобретя франшизу, может продавать самсу по той цене, которую он сочтет наиболее приемлемой – это может быть и 150 тенге», – сообщили в компании Franchmaster, которая занимается продажей франшизы «Сам-Сам» в Казахстане.

В организации также отметили, что минимальный размер ежемесячной прибыли составит $8,3 тыс., средний – $11,9 тыс., максимальный – $20,7 тыс. «Срок окупаемости составляет 3 недели. По нашим подсчетам, одна точка в день будет принимать в среднем не менее 100 заказов. Те блюда, которые можно приобрести в сети, приготовлены по самаркандской рецептуре, но адаптированы под казахстанский менталитет. Восток востоку рознь. Например, население Узбекистана больше любит какие-то жировые добавки. При покупке бренда «Сам-Сам» франчайзи может самостоятельно выбрать поставщика, у которого он будет готов приобрести ингредиенты для приготовления блюд. Мы лишь даем рекомендации, но франчайзи должен отвечать за качество продуктов, которые он использует», – сообщили в Franchmaster.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Бекнур Кисиков франчайзинг Казахстан Дарья Королькова

05.11.2015 • 10:04 3814

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus