USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.75$
+0.190
BTC
64226.80$
-379.100

Налоговая дозагрузка

Что получит экономика от смены налогов для бизнеса?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Налоговая дозагрузка- Kapital.kz

Вопрос замены налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НСП) и розничным налогом обсуждается в Казахстане уже несколько месяцев, но эксперты пока не пришли к единому мнению: принесет такая рокировка потребителям, бизнесу и государству выгоду или лишь новые проблемы взамен старых.

К НДС предъявляется много претензий: неповоротливый, непрозрачный налог, на возврате которого в Казахстане вырос «целый бизнес», сложная система учета. В противовес ему – налог с продаж. В той форме, в какой он существует, например, в США (Штаты и Япония, где нет НДС, в первую очередь ассоциируются с налогом с продаж), он прописывается в чеке рядом со стоимостью товара. «Мы привыкли, что сейчас налоговая составляющая, то есть НДС, «спрятана» в цене, с НСП же люди смогут увидеть: столько-то стоит покупка, столько-то составляет налог», – комментирует экономист Алмас Чукин. Кстати, по словам эксперта, именно этот налог делает Штаты «дешевой» и относительно удобной для покупок страной.

Лик налога окутан неопределенностью

В Казахстане же применение налога с продаж и розничного налога может быть сопряжено с определенными трудностями – прежде всего потому, что пока нет единого понимания их анатомии.

Так, по оценке Галима Хусаинова, генерального директора BRB INVEST, тот вариант налога с продаж, который предлагается внедрить в Казахстане, является по сути налогом с оборота, а предлагаемая версия розничного налога – налогом с продаж. Их использование приведет к каскадному налогообложению: чем больше переделов и перепродаж товара, тем больше в себестоимости будет налоговая составляющая, уверен эксперт. Он указывает на то, что передовые страны стараются отказываться от таких типов налогов, так как они имеют множество недостатков, основной из них – это несправедливая система налогообложения.

В части перепродаж у Алмаса Чукина другое видение: НСП берется не каждый раз, когда товар переходит из рук в руки, а только при конечной продаже потребителю – вариант номер один, и когда не подтвержден потребитель – вариант номер два. «Если платить налог при каждом переходе, то пока товар пройдет через всю цепочку посредников, налог для конечного звена будет сумасшедшим», – говорит собеседник.

В чем единодушны аналитики, так это в том, что самое главное отличие налога с продаж от НДС – в простоте учета и сбора. НДС требует сложных вычислений: его плательщики зачастую являются также и получателями, считать нужно в случае каждого контрагента, а их может быть несколько. «Налог с продаж – предельно простой: выписал счет за товар, прибавил проценты – все. При этом когда товар продается одним юридическим лицом другому – не конечному потребителю – этот налог не взимается, предприятие может считать только затраты и прибыль», – поясняет Алмас Чукин. Галим Хусаинов вместе с тем высказывает опасение, что если будут внедрять различные исключения и доработки к классическому варианту налога с продаж, то он может оказаться таким же сложным, как налог на добавленную стоимость.

Основные проблемы НДС, добавляет Галим Хусаинов, – лжепредпринимательство и использование зачетных схем для занижения платежей в бюджет. «Это основные проблемы, но они относятся не к налоговой, а к правоохранительной системе. Изменять целую налоговую систему из-за проблемы лжепредпринимательства – это не совсем оправданно, так как рисков больше», – говорит спикер.

Экспортеры, импортеры…

Особенность НДС – государство возвращает его экспортерам, это делается в большинстве стран для поддержки отечественных товаров. По словам Алмаса Чукина, Казахстан больше экспортирует, нежели импортирует – необходимость возврата НДС экспортерам превращается в нагрузку на бюджет. В случае с НСП такое бремя государству нести не нужно. Кроме того, налог с продаж сделает республику более привлекательной для ведения бизнеса по сравнению, например, с Россией: наш партнер по ЕАЭС вряд ли в скором времени отменит НДС, при том, что ставка выше – в РФ она доходит до 18% против 12% в РК.

Галим Хусаинов считает, что в отношении экспорта-импорта предлагаемые налоги, наоборот, имеют недостатки. В частности, иностранные товары – в первую очередь российские – будут более конкурентоспособными по сравнению с отечественными. Эксперт поясняет: «Импорт из других стран, в том числе из России, не содержит НДС (в классическом варианте этот налог возмещается при экспорте). Соответственно, при внедрении НСП и розничного налога наши товары будут содержать данные налоги, и с каждым переделом и перепродажей налоговая составляющая в структуре себестоимости будет увеличиваться».

С экспортом, по мнению собеседника, ситуация аналогична: «Стоимость нашего товара не будет включать возмещенный НСП. При экспорте при прочих равных условиях он будет дороже, что не позволит казахстанским производителям конкурировать с иностранными товаропроизводителями». То, что НСП будет включен в себестоимость продукции компаний – сырьевых экспортеров, увеличит нагрузку для этих игроков, а значит – уменьшит их прибыльность, называет Галим Хусаинов третий недостаток планируемых изменений.

… другие плательщики и государство

Что касается того, как потенциальные изменения отразятся на бизнесе, то, по мнению Галима Хусаинова, в целом налоговая нагрузка возрастет: введение таких налогов – НСП и розничного – потребует оптимизации, для чего необходимо немало времени. «Учитывая большое количество посредников и переделов в некоторых отраслях, налоговая нагрузка возрастет», – комментирует спикер.

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ», напротив, считает, что замена НДС и корпоративного налога розничным налогом окажет существенную поддержку местному бизнесу и экономике в целом за счет как прямого сокращения фискальной нагрузки, так и снижения административных расходов. «Таким образом, правительство реализует своеобразную контрциклическую бюджетную политику, что может удержать экономику Казахстана от рецессии», – говорит аналитик.

Вместе с этим, по его мнению, высокие бюджетные риски являются недостатком нововведения. «Впрочем, у Казахстана достаточно низкая долговая нагрузка с точки зрения соотношения внешнего долга и ВВП, а также сравнительно большой объем золотовалютных резервов. Таким образом, правительство может позволить себе сокращение налоговой нагрузки в течение как минимум 3-5 лет даже при сохранении низких цен на нефть», – поясняет Тимур Нигматуллин. Он отмечает, что основным бенефициаром отмены НДС станут население и компании, не связанные с сырьевым сектором.

Базары как вариант уклонения

Какие сборы устанавливает государство – это один вопрос. Другой – собираемость налогов. Алмас Чукин указывает на то, что некоторые налоги в Казахстане несправедливо высокие, потому что их собирают только с тех, кто их платит. Так как в сферах, в которых господствует кеш, – продаже товаров и услуг – в первую очередь происходит тотальное уклонение от любых налогов.

Из этого вытекает следующая проблема взимания НСП в Казахстане: если торговые рынки продолжат работу в формате «купил-продал без чека», то торговые центры, где продавцы обязаны применять кассовые аппараты, могут просто зачахнуть. «Это, кстати, одна из причин, почему налог с продаж непопулярен в странах с несильно развитой экономикой», – поясняет экономист.

О похожей проблеме говорит Галим Хусаинов: при введении НСП и розничного налога пострадают сельские жители и социально уязвимые слои населения. «Сельским жителям всегда требуется посредник, а крупные промышленные производители не повезут мелкий объем в сельскую местность. Соответственно, для сельчан товар априори всегда будет дороже на величину НСП, чем для городского населения», – поясняет аналитик. По его мнению, такая мера, как использование дифференцированной ставки, ситуацию не спасет: торговля «перетечет» в пограничные территории – туда, где ставка окажется меньше. Социально уязвимые слои населения, например, пенсионеры, столкнутся с проблемой оплаты платежными картами, так как это требует навыков – в этом спикер видит ущемление прав этой группы населения.

Более того, для сокращения себестоимости производители будут напрямую налаживать каналы сбыта. «Это может привести к тому, что большое количество торговых компаний пострадает, также пострадает система логистики и дистрибуции товаров внутри страны. Налаживание же агентских и других договоров потребует времени и большого юридического навыка, чтобы минимизировать риски по товару», – комментирует Галим Хусаинов возможное сокращение торговли из введения НСП.

Минусы затормозят индустриализацию

Продолжая тему недостатков предлагаемых налогов, Галим Хусаинов отмечает, что при каскадном налогообложении в выигрыше всегда остаются те компании, которые имеют большее количество переделов. «Но это может привести к укрупнению бизнеса и сокращению разнообразия, так как малый и средний бизнес будет покупать для своего производства товар дороже, чем этот же товар будет передаваться внутри крупной компании между цехами. С сокращением разнообразия ухудшится качество производимого товара, так как такое положение будет способствовать монополизации рынка», – считает аналитик.

Кроме того, по его мнению, с четвертого и выше передела налоговая нагрузка начнет расти, так как количество косвенных налогов будет выше, чем при НДС. «Соответственно, это будет тормозить развитие последующих переделов в экономике, а учитывая, что между каждым переделом имеются оптовые продавцы и посредники, то развитие де-факто остановится на втором переделе, что не соответствуют предлагаемой политике будущей индустриализации страны», – комментирует Галим Хусаинов.

Розничный налог дает возможность налоговой оптимизации и снижения основных налогов типа КПН и налогов на фонд оплаты труда. Это в будущем может привести к росту теневой экономики и сокращению поступлений в бюджет, продолжает перечислять потенциальные недостатки аналитик.

Также, по его мнению, достаточно сложно будет разделить продажи между юридическими и физическими лицами. Это потребует дополнительных затрат на ведение учета, хотя именно внедрение розничного налога предполагало сокращение учетных затрат, но это будет сделать проблематично.

В завершение Галим Хусаинов отмечает, что перечисленные выше негативные последствия от смены налогов – основные, список их можно продолжать.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.