Председатель правления Банка развития Казахстана (БРК) Болат Жамишев сегодня в Астане отчитался об осуществляемых финансовым институтом инфраструктурных и экспортно ориентированных проектах. Также глава БРК рассказал, каким образом на крупном государственном банке отразилась девальвация тенге, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По информации, которой Болат Жамишев поделился с журналистами, 70% ссудного портфеля банка приходятся на займы в иностранной валюте. И по тем проектам, где нет экспортной составляющей, их экономика заметно ухудшилась. В августе по пяти проектам БРК создал дополнительные провизии на сумму 26,3 млрд тенге. В том же месяце были зафиксированы убытки на 4,8 млрд тенге.
«Но мы готовились к реструктуризации тех займов, которые были чувствительны к валютным рискам. И в сентябре мы провели реструктуризацию пяти займов. В результате мы восстановили провизии на 21 млрд тенге и получили по итогам сентября уже положительный результат на сумму 3,3 млрд тенге. И если доля провизий к кредитному портфелю банка была в августе 6,7%, то в сентябре она составила 4,2%», – сказал глава БРК Болат Жамишев.
Между тем, по его сведениям, в ближайшие четыре года портфель банка включает финансирование 42 проектов на общую сумму 1 трлн 124 млрд тенге. Речь идет о крупнейших индустриальных проектах в базовых отраслях, таких как металлургия, инфраструктура, нефтехимия, нефтепереработка и электроэнергетика. Как подчеркнул Болат Жамишев, таким образом БРК вносит свой вклад в диверсификацию экономики.
С начала 2015 года банком принято решение о финансировании 14 проектов на общую сумму 816 млн долларов, в том числе так называемых «Гринфилд», которые реализуются с нуля. Например, это строительство завода полного цикла производства железнодорожных колес в Экибастузе и производство цианида натрия в Каратау.
«Мы также осваиваем средства, выделенные из Национального фонда. Из Нацфонда выделено 260 млрд тенге. 100 млрд тенге – это кредитование проектов в обрабатывающей промышленности через коммерческие банки. Это два транша по 50 млрд. Помимо этого, 85 млрд пойдет на поддержку действующих производств и развитие экспорта казахстанских товаров с высокой добавленной стоимостью. Еще 75 млрд – это проекты новой индустриализации по программе ГПИИР (программа индустриально-инновационного развития. – Ред.). К этим 75 млрд БРК должен добавить собственные 150 млрд. Таким образом, программа ГПИИР составит 225 млрд тенге. По 75 млрд тенге средств Нацфонда, выделенных на ГПИИР, мы уже одобрили проекты на всю сумму», – рассказал Болат Жамишев.
В то же время, как пояснил председатель правления БРК, по первому и второму траншам коммерческим банкам одобрен 71 проект на сумму 73,5 млрд тенге. А также открыто финансирование по 61 проекту на сумму 55,8 млрд тенге. В частности, это проекты в химической промышленности и металлургии, в сфере производства продуктов питания.
При этом средства первого транша полностью освоили Банк ЦентрКредит, Цеснабанк, 98% у RBK. По второму траншу – 100% освоили Сбербанк, Казкоммерцбанк и БЦК.
В числе профинансированных экспортных проектов БРК – экспорт локомотивов в Азербайджан. Также полностью освоены 5 млрд тенге на поддержку производства пассажирских вагонов. Так, 20 вагонов произведено на предприятии «Тулпар-Тальго».
Программа автокредитования на октябрь 2015 Банком развития Казахстана освоена на 75%. Наибольшей популярностью пользуются автомобили Hyundai и KIA, Skoda на третьем месте, проинформировал глава БРК.
«По автопроизводителям практически выбраны лимиты «Азия-Авто», высокие результаты демонстрирует «СарыаркаАвтоПром, хуже по «АгромашХолдингу». Я поясню, что «АгромашХолдинг» должны были выполнить ряд условий, чтобы БРК открыл им аккредитив на покупку автокомлектов Peugeot. Условия заемщиком выполнены, мы открыли аккредитив и сейчас автопроизводитель должен будет поставить для сборки машкомплекты Peugeot, и до конца года по «АгромашХолдингу» ситуация будет, как и по двум другим автопроизводителям», – обрисовал ситуацию Болат Бидахметович.
«БРК-лизинг» одобрено восемь лизинговых сделок на общую сумму 620 млн тенге по автомобилям, это в основном спецавтотранспорт. Здесь сами производители должны найти лизингополучателей, заключить договор и определить сроки производства. Ведь это не та техника, которая постоянно сходит с конвейера.
К тому же, как признался Болат Жамишев, 10 млрд тенге снимается с производства вертолетов Eurocopter. Эти средства будут перенаправлены автопроизводителям.