На фоне ослабления мировой экономики и нестабильности международных финансовых рынков страны Европы и Центральной Азии постепенно нащупывают новую экономическую норму. Об этом в своем докладе «Низкие цены на сырье и слабые валюты» сообщил Всемирный банк.
В ходе его представления Сирил Муллер, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии, рассказал, что полного восстановления после глобального финансового кризиса 2008 года в этом регионе все еще не произошло, добавив, что ряд стран региона испытывают немалые трудности.
В условиях неопределенности перспектив мировой экономики темпы роста ВВП в странах региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА) прогнозируются на уровне 1,4% в 2015 году и 1,8% в 2016 году. При этом динамика в разных странах существенно различается: в западной части региона в 2016 году, скорее всего, будет продолжаться неустойчивое восстановление, в то время как страны на востоке ждет значительное сокращение ВВП.
Эксперты банка спрогнозировали и рост экономики Казахстана, который, по их прогнозам, в этом году может составить 1,5%, в 2016 году – 2,2%. В случае если цены на нефть в среднем составят $50 за баррель в 2015 году и постепенно вырастут до $58 за баррель к 2017 году, прогнозируется рост ВВП от 1,5% в 2015 году до 3,3% в 2017 году.
Между тем Ханс Тиммер, главный экономист регионального управления по Европе и Центральной Азии Всемирного банка, в ходе презентации доклада откровенно отметил, что цифры роста ВВП для трех стран экспортеров нефти, а именно Азербайджана, Казахстана и России, сегодня не имеют такого значения, как раньше. «Я бы сейчас вообще рекомендовал не увлекаться статистикой ВВП», – пояснил Ханс Тиммер. Он привел в пример оценку роста ВВП в РК, которая в текущем году составляет 1%. Однако, предупредил он, в следующем году эта цифра может быть даже ниже, чем 1%.
«Эта картина роста ВВП недооценивает крупные вызовы, стоящие перед странами – экспортерами нефти. Потому что в экономическом отношении происходит ухудшение условий торговли, которая показывает, что по отношению к Казахстану сейчас это 10-процентные потери. То есть при добыче такого же объема нефти, как раньше, в реальном выражении на те же деньги вы можете приобрести уже гораздо меньше. Это серьезный шок для доходов экономики», – отметил Ханс Тиммер.
При этом, согласно прогнозам банка, инфляция в Казахстане в 2015 году составит 8,1%. Это, кстати, согласовывается с инфляционным таргетом в 6-8%, обозначенным Национальным банком.
Между тем «слабый внутренний и внешний спрос на товары будет сдерживать рост в промышленном секторе и в сфере услуг. На внутренний спрос окажут негативное воздействие цены и ослабление курса нацвалюты», – говорится в докладе.
Эксперты ВБ напоминают, что мировые цены на нефть упали примерно на 50% в период с июня 2014 по июнь 2015 года, создав давление на тенге. «Центральный банк, защищая курс национальной валюты, проводил валютные интервенции и ужесточал доступ к тенговой ликвидности. В результате этого сократились выдачи кредитов с июня прошлого года по июнь этого. Ответом на низкие цены и высокие внешние дисбалансы Нацбанк объявил о принятии решения по переходу на свободно плавающий курс, что привело к 25% обесценению тенге по отношению к доллару», – отмечают эксперты ВБ.
Между тем, уточняют они, правительство продолжает осуществлять программу поддержки для смягчения последствий. Резкое снижение нефтяных доходов побудило правительство сократить расходы с 22,2% от ВВП в 2014 году до прогнозируемых 21,7% в 2015 году. «Президент страны Нурсултан Назарбаев объявил 10%-ное увеличение заработных плат работников здравоохранения и 25%-ное увеличение социальных пособий и стипендий. Правительство также планирует продолжать управлять ростом цен на 33 основных товара», – сообщается в докладе.
Оценили эксперты и уровень бедности в республике. По их данным, этот показатель снизился с 54% в 2006 году до 15,3% в 2013 году благодаря экономическому росту, созданию рабочих мест и росту реальной заработной платы. Несмотря на последствия недавнего экономического спада, рост заработной платы в государственном секторе, увеличение социальных расходов и контроль цен, как ожидается, позволят сохранить уровень бедности в районе 13,3% в 2015 году, эта цифра, по сути, не изменится с 2014 года», – отмечается в докладе. В 2017 году уровень бедности, по прогнозам ВБ, может снизиться до 11,8%. Позитивную роль для роста экономики окажут запущенные программы по списанию плохих кредитов и «Нурлы жол».
Среди основных проблем республики Всемирный банк отмечает низкие цены на нефть, сальдо бюджета и платежный баланс, а также динамику обменного курса.
Между тем одной из возможностей для выхода из нынешней ситуации ВБ считает диверсификацию экономики. «Сегодня диверсификация экономики может оказаться гораздо более успешной, чем в годы бума нефтяных цен. Это подразумевает создание новых рабочих мест в торгуемых отраслях, где производятся не связанные с нефтью товары, а также экспорт на новые рынки. При формировании новых экономических подходов важно учесть новые реалии и воспользоваться этими возможностями, для чего необходимы гибкие валютные курсы, позволяющие компенсировать негативные последствия. Не менее важно облегчить процедуру инвестирования в новые отрасли», – отмечается в докладе.