Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s (S&P) не ожидает негативных рейтинговых действий в отношении казахстанских банков в последующие несколько месяцев. Об этом на ежегодной конференции S&P, посвященной развитию экономики и финансового сектора Республики Казахстан, заявила ведущий аналитик Standard & Poor’s по оценке рисков банковской системы Казахстана Аннет Эсс, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Девальвация тенге повлияла на капитал казахстанских банков. Капитал банков остается в тенге, в то время как их активы и пассивы были переоценены по новому курсу. То есть активы и пассивы банков увеличились, а капитал нет. Негативное рейтинговое действие может последовать по тем банкам, по которым соотношение этих показателей значительно изменилось в худшую сторону», - отметила Аннет Эсс.
Аналитик подчеркнула, что такого высокого уровня розничных вкладов в иностранной валюте как в Казахстане в других странах СНГ нет. «У вас в республике доля валютных депозитов физических лиц достигает более 60%, а срочные вклады в валюте приближаются к 75%. В других странах СНГ этот показатель находится на уровне 40%, и даже ниже», - сообщили в S&P.
После нескольких девальваций нацвалюты депозитные портфели банков действительно ощутимо долларизировались. В связи с этим особенно актуальным во время дискуссии встал вопрос о предоставлении Нацбанком дополнительной тенговой ликвидности. Как выяснилось, S&P не до конца проинформировано о политике финрегулятора в этом отношении.
«Нацбанк немного с опозданием отреагировал на недостаток у банков тенговой ликвидности, стал открывать долгосрочные линии валютных свопов. Но даже этого инструмента было недостаточно. Банки стали использовать короткие свопы, ставка по которым на межбанковском рынке достигала более 100%. В итоге, уровень прибыльности банков резко упал, особенно у фининститутов, которым нужен был большой объем тенговой ликвидности. У нас нет понимания, будет ли продлена долгосрочная линия валютных свопов, на каких условиях это будет сделано, все ли банки смогут рассчитывать на эти средства. То есть нет четкого посыла рынку. Отмечу, что линия валютных свопов, которая была открыта Нацбанком в прошлом году, может быть закрыта уже в этом году», - уточнила Аннет Эсс.
Заместитель председателя правления ForteBank Гурам Андроникашвили подчеркнул, что регулятор проводит переговоры с банкирами, и возможно, фининституты смогут получить дополнительную ликвидность через еще одну линию долгосрочных свопов.
«В нашем банке объем средств, привлеченных через длинные СВОПы, достаточно незначителен. У нас не было таких проблем с ликвидностью (как у других банков – Ред.), валютные СВОПы будем погашать по графику. Часть выплат по этому инструменту у нас должно быть в этом году, часть – в следующем году. Мы открывали линию валютных СВОПов на двух-трех летний срок. Мы намерены рассчитываться по этому инструменту согласно графика… Сейчас Нацбанк ведет переговоры с банками о том, чтобы продлить линию валютных свопов, открытую в прошлом году, на 1-2 года. Пока не знаю на какие сроки, в каких объемах может быть запущен этот инструмент. С каждым банком переговоры ведутся в индивидуальном порядке», - сообщил Гурам Андроникашвили.
Аналитики S&P поделились, что ранее они предполагали, что Фонд проблемных кредитов (ФПК) будет заниматься не той работой, которую он выполняет сейчас. «Раньше мы считали, что ФПК будет приобретать проблемные кредиты у банков и работать с ними… Сейчас же этот фонд размещает долгосрочные депозиты в банках, нуждающихся в тенговой ликвидности. Эта деятельность фонда, которой он занимается сейчас, для нас стала неожиданной», - подчеркнула Аннет Эсс.
Тема будущей валютной политики Нацбанка и соответственно будущее тенге для присутствующих на конференции была особенно волнительной. Между тем, аналитики S&P не взялись дать свои прогнозы по курсу. «Все будет зависеть от регулятора… Курс нельзя предсказать», - звучали комментарии из зала.
Впрочем, председатель правления страховой компании «Евразия» Борис Уманов озвучил довольно смелые предположения «...Думаю, что Казахстану надо привыкать к цифре 300 (тенге за доллар - Ред)», - сообщил страховщик.
Заместитель председателя правления KASE Андрей Цалюк адресовал вопрос спикерам, которые участвовали в дискуссии. «Я всем профучастникам финансового рынка при случае задаю вопрос. И хочу адресовать его вам. Может ли каждый из вас назвать тот курс тенге к доллару, при котором казахстанцы начнут переворачивать свои накопления из долларов в тенге? Либо вы вообще считаете, что такого курса не существует в принципе?», - ожидал реакции спикеров и публики Андрей Цалюк.
Никто не решился ответить на этот вопрос, спикеры лишь отшучивались. Выдержав паузу заместитель главы KASE поделился своим выводом. «Вот и мои знакомые и приятели цифры не называют.. Это говорит о многом…», - резюмировал Андрей Цалюк.