Введение единой валюты в странах ЕАЭС обсуждается не первый месяц. Этот вопрос стали обсуждать еще активнее после очередного колебания валютного курса. Многих стало интересовать, когда возникнет единая валюта и насколько она необходима в принципе. Отметим, в начале июня текущего года глава администрации президента России Сергей Иванов заявил, что создание для стран ЕАЭС единой валюты является важной вехой, но все же пока преждевременной.
«Конечно, это длительный процесс. Но Евросоюз уже сколько лет развивается, 40-50 лет, а мы только в начале пути. Сейчас мы к этому не готовы. Но мне кажется, что, не скажу идеалом, но очень важной вехой было бы все-таки рано или поздно, я надеюсь, что когда-нибудь, может быть не при моей жизни, это произойдет, у нас будет единая валюта», – сказал тогда Сергей Иванов.
Эксперт Кубат Рахимов также полагает, что разговоры о единой валюте в ЕАЭС преждевременны.
«Как бы и нам не наступить на «греческие грабли». Слишком разные по характеру экономики у стран ЕАЭС, по производительности труда, по уровню жизни и т.д. Общий рынок товаров, услуг и рабочей силы – это уже немало. Тот же Евросоюз шел к нынешнему уровню интеграции лет 50, если не дольше. И даже при этом ЕС не избежал серьезных ошибок, которые теперь вынужден разрешать. И, например, в ситуации с беженцами, даже не ситуативно, а вообще, что называется в пожарном порядке. Хотя эта проблема была создана извне, но не без участия стран ЕС, которые тоже приложились к авиабомбовым ударам по странам, откуда теперь к ним прорываются сотни тысяч беженцев. Проблема политическая, но несет конкретные экономические и социальные последствия, в том числе и для стран ЕС, которые не участвовали в бомбардировках. Жизнь многогранная, и как в той пословице: «Если бы знать, где упасть, соломку бы подстелил», – говорит эксперт Кубат Рахимов.
В свою очередь, представители ЕЭК неоднократно говорили, что пока реальная потребность в единой валюте не сформировалась. Она возникнет тогда, когда степень интеграции на рынках станет столь значимой, что, например, издержки казахстанских, белорусских и российских производителей от конвертации выручки на экспортных рынках в ЕАЭС станут слишком велики. В этом случае вопрос о рассмотрении единой валюты в ЕАЭС станет объективным и обоснованным. Пока разговоры о единой валюты в ЕАЭС больше похожи не на следствие экономической потребности, а политической конъюнктуры.
Рахимов добавляет, что в случае, если идти по пути создания единой валюты, то следует это делать крайне осторожно и по мере необходимости, так как пока время для единой валюты не наступило. В ЕАЭС нет даже унификации в сфере регулирования деятельности банков и других финансовых институтов. Проблем с затратами на конвертации между валютами стран ЕАЭС также особых нет.