Нарастив в свое время существенное государственное присутствие, правительство страны решило выйти из 60 крупных компаний. Об этом во вторник рассказал первый вице-премьер правительства Бакытжан Сагинтаев. Аналитики считают, что причина кроется в том, что казна пустеет и правительству необходимы средства.
Правительство поставило перед собой цель увеличить долю частного капитала в экономике и снизить долю государства до 15%, поделился Бакытжан Сагинтаев.
«Главой государства поставлена задача активизировать процессы разгосударствления экономики и приватизации государственных активов… Мы провели подготовительную работу: определенные шаги сделаны, был принят большой законодательный пакет с целью улучшения бизнес-рейтинга в стране, закреплены принципы, ограничивающие участие государства в предпринимательской деятельности. Мы начинаем более масштабные процессы приватизации», – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев.
По его словам, будет сформирован перечень объектов из 60 крупных компаний. Из них будут выставлены 38 компаний от госфонда «Самрука-Казына», 4 «дочки» «Байтерека» и 4 квазигосударственные компании от «КазАгро». Остальные 14 объектов относятся к республиканской собственности, так называемые РГП.
Обозначенная цифра в 15% означает возврат к 1999 году, поделился своим мнением эксперт, пожелавший остаться неназванным. По его словам, проблемы в частном секторе имеются, но он все равно эффективнее, чем государство в качестве управленца. «Основные проблемы идут из квазигосударственного сектора, поскольку компании, относящиеся к нему, не подконтрольны, не транспарентны и не приносят той отдачи, которая изначально предполагалась. Мы об этом начали говорить еще в середине 2000-х годов. Во владении государства необходимо оставить стратегические отрасли, а остальные отдать в конкурентную среду. Но для этого необходима сильная законодательная база», – подчеркнул эксперт.
«Текущая приватизация – продолжение запланированного комплексного плана на 2014-2016 годы по уменьшению участия государства в бизнесе и повышению предпринимательской активности», – говорит Мадина Нургалиева, руководитель Представительства КИСИ при Президенте РК в г. Алматы. По ее словам, на фоне текущей экономической ситуации в стране, а также с учетом снижения цен на нефть и другие ресурсы вопросы наполнения государственного бюджета становятся особо актуальными.
В этом контексте, считает эксперт КИСИ, приватизация объектов госсобственности выполняет две ключевые тактические задачи: сокращение государственного присутствия в бизнесе и поиск дополнительных источников пополнения бюджета.
«По данным НПП «Атамекен», за период июнь 2014-го – июль 2015 года приватизации подлежал 381 объект. Фактически по состоянию на 31 июля 2015 года продан 191 объект из 351 объекта, выставленного на продажу. В финансовом эквиваленте это составило 67 756 млн тенге, из них 2730 млн тенге распределено в республиканский бюджет, 1273 млн тенге – в областные бюджеты, 60 836 млн тенге – в холдинги и 2917 млн тенге – в СПК», – отметила Мадина Нургалиева. Однако, уточнила она, учитывая объем, ход и имеющуюся информацию о приватизации, не все идет гладко. «Все еще не продано 174 объекта общей стоимостью 168,8 млрд тенге с первой волны и еще планируется выставить более тысячи объектов. Причем среди проданных объектов можно встретить и отдельные интересные «экземпляры» – не так давно в Таразе состоялась продажа местного футбольного клуба «Лашын» из Каратау, выступавшего в первой лиге национального чемпионата за 89 тыс. тенге», – подчеркнула руководитель Представительства КИСИ при Президенте РК в г. Алматы. Поэтому, добавила она, все еще остаются вопросы по оптимизации процесса приватизации.
«В первую очередь это связано с информированием населения и разъяснения о том, что такое приватизация, какие объекты для приватизации имеются и как это можно реализовать. Важным условием, как и для многих других сфер, остается обеспечение прозрачности процесса приватизации. Для того чтобы население смогло участвовать в приватизации объектов госсобственности, предусмотрены механизмы, связанные с IPO. Но это не снимает вопроса наличия достаточных финансовых средств для покупки акций рядовыми гражданами, что резко актуализируется в условиях ситуации с плавающим курсом тенге», – уверена Мадина Нургалиева.
Экономист Петр Своик согласен с тем, что правительству необходимы средства. «Могу с уверенностью назвать причину приватизации – правительство ищет способы собрать деньги. Насколько это поможет экономике и бизнесу? Думаю, что никак не поможет. Если мы посмотрим на государственный бюджет, поступления от государственной собственности – сущий мизер. Форма собственности для этих компаний вторична, ведь у нас государственная собственность используется и в коммерческих целях. Приватизация даст правительству лишь разовые средства, которые могут быстро закончиться, – считает экономист. – Как вдруг обедневшая семья начинает распродавать ранее нажитое вместо того, чтобы анализировать, почему это случилось и как это исправить. И какое-то время на деньги от этой распродажи семья будет существовать».
Петр Своик напомнил, что общеэкономическая модель в Казахстане основана на трех направлениях: экспорте природных ресурсов, продаже внутри страны импортируемых промышленных и потребительских товаров и внешнем инвестировании и внешнем кредитовании. «В такой экономике конкуренция может быть только в оптовой и розничной торговле импортом. Все остальное либо естественная, либо полуестественная монополия. Здесь идеология, что рынок должен все решать, а государство быть только «ночным сторожем» при рынке, – не про нашу экономику», – высказался Петр Своик.
По его словам, государство было право, когда пыталось огосударствить все. Тогда же, по его мнению, фактически было создано целых два правительства и вторым выступал «Самрук». «В каком-то смысле увеличение доли государства было верным решением. Другое дело, что оно не очень умно и не социально справедливо распоряжалось этими монополиями. Теперь попытка все это разгосударствить и отдать частным лицам не меняет сути», – считает экономист. Ведь, по его мнению, частные лица не станут конкурентами, а получат возможность использовать монопольное положение приобретенных компаний в своих интересах. «Иначе говоря, происходит «увядание» нынешнего цикла. С этим заканчивается и идея того, что государство – плохой менеджер. Правительство, не пытаясь менять цикл, судорожно ищет скудеющую денежку внутри этого цикла», – подытожил экономист, добавив, что это мировой перелом.
Госбанк может быть продан
Государство планирует также избавиться от контрольного пакета акций «Жилстройсбербанка». Напомним, что это единственный государственный банк в Казахстане (не считая Банк развития Казахстана). На него возложена важная социальная функция – повышение доступности жилья в стране и финансирование строительства.
«У нас Жилищно-строительный сберегательный банк входит в топ-60 объектов. Мы предполагаем к нему привлечение стратегического инвестора... И вместе со стратегическим инвестором, если он придет, мы можем изменить саму тактику и стратегию развития ЖССБ – то есть внешнее заимствование, микширование средств бюджета и инвесторских денег, поэтому эта возможность будет», – сообщил министр национальной экономики Ерболат Досаев. Он также не исключил возможность изменения условий кредитования.
Петр Своик считает, что история с ЖССБ гораздо печальнее, чем с другими объектами. Поскольку это не просто коммерческий банк, это еще и социальный институт. «Этот банк – наследие нескольких государственных программ жилищного строительства, принятых в Казахстане. Там были заложены благие идеи, основанные не только на строительстве, но и на доступности жилья. Приватизация ЖССБ означает отказ правительства уже даже от декларации подобного рода заявлений. Практического исполнения доступности и массовости и так не было, а тут еще и последний институт ликвидируется», – заключил экономист.