USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.31$
+0.020
BTC
70884.20$
+1489.000

Банки Казахстана хотят идти в онлайн по примеру ЖССБ

В АО «НИТ» поделились проектами в сфере онлайн совместно с Жилстройсбербанком, Народным банком и Национальным банком страны

Share
Share
Share
Tweet
Share
Банки Казахстана хотят идти в онлайн по примеру ЖССБ- Kapital.kz

Оператор электронного правительства АО «Национальные информационные технологии» (НИТ) совместно с Жилстройсбербанком Казахстана внедрило новый сервис, позволяющий сотрудникам ЖССБ в оперативном режиме в течение нескольких минут получать адресную справку и справку о наличии недвижимости у клиента, обратившегося за получением кредита в этот финансовый институт. 

При этом, как заявило руководство НИТ, в настоящее время оно занимается внедрением и продвижением целого ряда новых информационных сервисов и проектов. Одним из них будет мобильное приложение электронного правительства. В то же время, руководство ЖССБ намерено сократить процедуру выдачи кредита до двух дней, а также добавить в свой спектр услуг такой новый сервис как Е-нотариат, который оно также прорабатывает совместно с АО «НИТ».

По словам председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Руслана Енсебаева, НИТ является оператором электронного правительства, начиная с начала двухтысячных годов, как его запустили. Компании уже 15 лет, она входит в состав Холдинга «Зерде», являющегося подведомственной организацией Министерства по инвестициям и развитию (МИР) РК. Основная ее функция – это управление проектами и создание базовых компонентов электронного правительства. Это консалтинг, помощь в развитии информационных систем госорганов. Помимо управления проектом создания шлюза, портала электронного правительства, АО НИТ отвечала за систему электронного лицензирования и государственных баз данных. Главная миссия компании, по словам председателя правления, заключается в интеграции информационных систем государственных органов, в том числе и для того, чтобы сделать госуслуги максимально удобными, прозрачными и оперативными.

c83db59995e026bdae9b101d00a.JPG

«В то же время мы сейчас расширяем сферу своей деятельности, начиная работать с банковскими продуктами в рамках сотрудничества с Жилстройсбербанком. Не скрою, у банков второго уровня уже появляется интерес к подобным наработкам, однако мы решили начать именно с ЖССБ, как с банка, в котором государство имеет пакет акций. Новый продукт рассчитан на облегчение оценки кредитоспособности клиента банка, когда человеку не нужно будет получать справки с ЦОН или через портал, достаточно будет в Жилстройсбербанке предъявить свое удостоверение. Сотрудник банка отправит запрос на сотовый телефон клиента. Ему придет запрос и он с помощью ответного сообщения – секретного одноразового пароля оператору, разрешит доступ к его документам – Адресной справки и Справки о наличии недвижимости», - заявил председатель правления АО «НИТ» Руслан Енсебаев.

В свою очередь, по признанию председателя правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Айбатыра Жумагулова, проект этот не из простых, задумывался как проект по снижению административных барьеров. В первую очередь ЖССБ планирует реализовать его в рамках программы «Доступное жилье 2020». К тому же, получение оперативных сведений напрямую с базы данных должно снизить вероятность мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов, которые могут заниматься подделкой определенных документов. Теперь эти попытки будут просто нивелированы.

892076d6b58767c7b75ee714c0c.JPG

«Это шаг на онлайнизацию услуг ЖССБ. Как вы знаете, мы уже сегодня принимаем заявки на участие в программе «Доступное жилье 2020» в онлайн-режиме. Рассмотрение и отбор мы тоже хотим сделать в онлайн. Чтобы не было влияния субъективных факторов на принятие тех или иных решений», - прокомментировал Айбатыр Жумагулов.

По его словам, это всего лишь первый шаг. В ЖССБ планируют получать дополнительную информацию по каналам онлайн. Это выписки из пенсионного фонда и свидетельства о браке. По заверению Айбатыра Жумагулова, это позволит не взимать комиссию с клиентов за получение таких справок.

Между тем, поддержку ЖССБ помимо АО «НИТ» оказали и госорганы: по линии предоставления адресной справки – МВД, по линии предоставления справки о наличии недвижимости – Минюст.

Так, по словам заместителя директора Департамента регистрации службы и организации юридических услуг Минюста Темирболата Кожамжарова, частные банки обращаются в госорганы: их интересуют подобные проекты, связанные с регистром физических и юридических лиц касательно недвижимости. Но пока у нас действует закон «О защите персональных данных», а согласно ему, вся эта информация является конфиденциальной. Главная задача не допустить, чтобы чьи-либо права нарушались посторонними лицами проникновением, вмешательством в эти базы данных. Как отметил гость из Министерства юстиции, ЖССБ была дана такая возможность, потому что это государственный банк.

При этом Темирболата Кожамжаров привел статистику насущности этого вида информации у граждан и организаций. По его оценке, за минувшие полгода в стране было оказано 3 млн 643 тыс. государственных услуг в электронном формате. Из них 1 млн 750 тыс. касались прав по обременению. 1 млн 881 тыс. – по отсутствию или наличию недвижимости.

«То есть, эти услуги являются самыми востребованными на сегодняшний день», - констатировал чиновник.

Между тем, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz попросил организаторов презентации рассказать о других проектах в рамках совместного взаимодействия.

«Что касается тех проектов, которые мы реализуем, на сегодняшний день мы работаем над проектом «Е-нотариат». В прошлом месяце мы провели по одной онлайн-сделке регистрации через нотариат недвижимости. Эту шаг мы также реализуем вместе с АО «НИТ» и Минюстом РК. Когда нотариусы в режиме онлайн будут регистрировать договора залога это приведет к еще большему снижению административных барьеров», – ответил на вопрос председатель правления ЖССБ Айбатыр Жумагулов.

По словам же Руслана Енсебаева у АО «НИТ» планов громадье. Так, в Астане состоится презентация мобильного приложения, в рамках которого будет усовершенствована система банковских платежей. Совместно с «Народным банком» был разработан платеж в один клик, что заметно упрощает электронные платежи.

«Мобильное правительство – это еще один проект, следующий шаг в развитии электронного правительства. Мобильные устройства сейчас более распространены чем персональные компьютеры. И мы обязаны развивать свои услуги в сторону мобильных технологий. Именно мобильный телефон, мобильные технологии позволили нам реализовать проект с ЖССБ. Ведь благодаря связке ИИН гражданина с его сотовым телефоном мы знаем на какой номер отправить запрос. В целом же, сейчас по Казахстану, 1 млн. 200 тыс. граждан страны уже связали свой номер мобильного телефона с ИИН. Эта технология осуществляется в ЦОН», – прокомментировал Руслан Енсебаев.

В обозримом будущем национальный оператор электронного правительства совместно с Нацбанком РК может внедрить так называемую «стратегию цифровой трансформации». Председатель правления АО «НИТ» привел такой пример: человек приходит в супермаркет и хочет приобрести бытовую технику. Он подключает сотовый телефон к своему банковскому счету. Если у него недостаточно денежных средств, то благодаря мобильному приложению можно будет получить информацию о кредитных продуктах и направить запрос на тот продукт, который понравился больше всего. Банк, получив запрос и ваш ИИН, может проверить платежеспособность клиента через информационные базы данных и тут же начислить кредит. По мнению Енсебаева, технологически это может занять буквально полчаса.

Со своей стороны, предправления «Жилстройсбербанка» Айбатыр Жумагулов отметил, что сейчас более 600 тыс. казахстанцев являются вкладчиками системы ЖССБ. Ежегодный прирост вкладчиков прогнозируется на уровне 170-200 тыс. клиентов. Банк только в этом первом полугодии выдал кредитов на сумму порядка 90 млрд тенге, что составило примерно 75 % всего рынка финансирования строительства и приобретения жилья в Казахстане. Около 90 тыс. клиентов по его оценкам смогли получить заем ЖССБ.

«Сейчас мы, конечно, сократили процедуры выдачи кредитов, уменьшили их почти в три раза, но рассчитываем сокращать их и дальше – в пять раз. В перспективе мы планируем внедрить продукт онлайн-заявки на кредит, без обязательного появления клиента в банке. Если все будет нормально, то скорее всего выдача кредитов у нас будет занимать два дня. Первый день уйдет на подачу заявки и ее проверку, второй – на непосредственную выдачу денежных средств», – поделился планами председатель правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.