Заявление председателя Национального банка Кайрата Келимбетова о том, что с 2016 года часть пенсионных активов будет передана под управление частным управляющим, нашло отклик у игроков финансового рынка. Готовность разделить риски с Нацбанком вызвались игроки ранее не управляющие средствами пенсионных фондов. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы готовы участвовать в конкурсном отборе по выбору частных компаний для управления частью активов Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Главное, чтобы таких игроков как мы, у которых нет за спиной поддержки различных финансовых и промышленных групп, не задавили жесткими и неподъемными требованиями. К примеру, по капиталу. Мы рассматриваем вариант приглашения и зарубежных фондов. Возможно, что распределение средств будет происходить в зависимости от размера той или иной управляющей компании, но в целом мы согласны получить хоть незначительную часть средств фонда», - заявил Kapital.kz директор департамента аналитики АО «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов.
Halyk Finance также готова взять под управление часть активов ЕНПФ. «Мы, конечно, будем бороться за этот мандат. Вопрос по требованиям к частным управляющим компаниям поднимался примерно год назад. Ранее свои пожелания по этой теме мы направляли в Ассоциацию финансистов Казахстана, на рассмотрение Нацбанка. Так, при проведении тендера мы предлагали учитывать размер собственного капитала, квалификацию и опыт управляющих. Конечное решение Нацбанка будет очень важным, так как речь идет об управлении пенсионными деньгами», - отметил председатель правления Halyk Finance Арнат Абжанов.
После того как стало известно о создании ЕНПФ практически все частные фонды самоликвидировались и лишь немногие либо слились с инвестиционными компаниями, либо преобразовались в управляющих. Сейчас на рынке работает лишь две управляющие компании, которые ранее являлись частными НПФ: УК «Республика» (ранее НПФ «Республика») и ИД «Астана-Инвест» (ранее НПФ «Астана).
Председатель правления УК «Республика» Булат Бабенов, который ранее возглавлял НПФ, поделился планами. «Наша компания готова взять в управление часть пенсионных денег. Мы сохранили техническое и технологическое ядро, поддержание его в рабочем состоянии требует затрат. Но мы сознательно идем на это, поскольку регулятором с самого начала пенсионной реформы было заявлено о возможности передачи активов частным управляющим. Поэтому наша компания, которая являлась лидером по доходности портфеля среди пенсионных фондов, считает, что мы можем претендовать на получение активов ЕНПФ в управление», - подчеркнул он.
В интервью Kapital.kz Булат Бабенов акцентировал, что для того, чтобы снизить риски по вложениям пенсионных денег необходимо развивать законодательство. «На развитых рынках тоже случаются и дефолты и нечистоплотные управляющие, но никто не ставит вопрос – ликвидировать этих управляющих или все отдать в руки государства или иностранных компаний. Поэтому вписывание в договоры с частными управляющими драконовских условий может привести к нежеланию управляющих принимать инвестиционные риски и ничего не даст с точки зрения развития рынка инвестиций в Казахстане, понизит потенциальный инвестдоход вкладчиков», - считает он.
Впрочем, акционеры ИД «Астана-Инвест» пока находятся в раздумьях относительно инициативы Кайрата Келимбетова. «На текущий момент сложно обсуждать вопрос о готовности компании взять часть средств ЕНПФ в управление. Направления деятельности организации определяются акционерами и решения по данному вопросу пока не принято. Считаем, что управляющие компании смогут эффективно инвестировать пенсионные накопления, так как у многих из них есть большой инвестиционный опыт, сформированы профессиональные команды аналитиков и трейдеров. К примеру, наша компания сохранила основной костяк команды, которая управляла пенсионными активами НПФ «Астана»», - сообщили в пресс-службе компании.
Управляющим может достаться 13,6% средств ЕНПФ
Если Нацбанк организует тендер по выбору частных управляющих, то участники тендера на первоначальном этапе должны будут знать, какой инвестиционной стратегии им стоит придерживаться. И хотя четких направлений по вложениям частных управляющих пока не было озвучено, в Нацбанке обозначили ориентиры. «…вложения средств ЕНПФ в государственные ценные бумаги (ГЦБ) Минфина и инвестиции в банки Нацбанк будет осуществлять самостоятельно», - заявил Кайрат Келимбетов.
Если основываться на структуре инвестиционного портфеля ЕНПФ, то можно предположить, что частным управляющим может достаться 13,6% средств госфонда (632 млрд тенге). Так, в бумагах Министерства финансов РК сконцентрировано свыше 2 трлн тенге (44,9% средств ЕНПФ). В ценных бумагах и вкладах иностранных и казахстанских банков размещено пенсионных накоплений на сумму более 1,9 трлн тенге. «Считаю, структуру, где Нацбанк инвестирует в государственные бумаги и в инструменты банков, а управляющие в корпоративные ценные бумаги, правильной. Такой симбиоз был бы эффективным с точки зрения инвестиционного процесса, распределил бы риски», - уверен директор департамента аналитики Private Asset Management Дамир Сейсебаев.
Айвар Байкенов считает, что ограничение Нацбанка вложениями в бумаги Министерства финансов РК «не потребует от него особых усилий». «Поэтому, в принципе, нет смысла передавать эту роль (инвестиции в ГЦБ – ред.) частным управляющим. При такой схеме Нацбанк и Минфин, возможно, смогут более эффективно проводить фискальную политику. Считаем, что банкам необходимо сократить вливания из ЕНПФ, либо сам процесс отбора тех или иных банков сделать прозрачным и понятным. Возможно, Нацбанк согласится отдать 15-25% портфеля ЕНПФ, включая денежные средств и уже имеющиеся активы. Но считаем, что плохие активы не нужно перекладывать на отобранные частные управляющие. Необходимо создать специализированный для этого фонд. Считаем, что 15-25% всех ежемесячных пенсионных поступлений должны пропорционально распределяться между управляющими компаниями», - уверен аналитик.
Банкам сейчас как никогда нужны тенговые ресурсы, привлечь которые можно через депозиты ЕНПФ и долговые инструменты. Kapital.kz выяснил, какие казахстанские коммерческие банки в наибольшей степени зависимы от средств госфонда. В топ-5 таких банков вошли Народный банк (279,7 млрд тенге), Казкоммерцбанк (278,3 млрд тенге), Kaspi bank (266,7 млрд тенге), АТФБанк (161,6 млрд тенге) и Евразийский банк (160,4 млрд тенге). У Народного банка на депозитах нет пенсионных средств, преимущественно банк привлекает тенговую ликвидность от госфонда за счет облигаций. Казком также привлекает от фонда тенге преимущественно за счет долговых инструментов. Впрочем банк не ограничился только облигациями, на его счетах размещены средства ЕНПФ на 65,8 млрд тенге. Kaspi bank привлекает тенговую ликвидность от госфонда в основном за счет вкладов. Так, 69,4% привлеченных денег банка от ЕНПФ составляют депозиты (185,1 млрд тенге). Более 96% привлеченных от пенсионного фонда АТФБанком средства представлены депозитами – 155,5 млрд тенге. 67% средств от ЕНПФ Евразийский банк привлек за счет облигаций (107, 5 млрд тенге), на его депозитах размещено более 52,9 млрд тенге.
Шестое место по объему привлечения ликвидности от пенсионного фонда занял ДБ «Сбербанк» - 149,1 млрд, седьмое Цеснабанк – 113,6 млрд тенге, далее следует БанкЦентрКредит – 78,5 млрд тенге, Bank RBK – 57,1 млрд тенге, Темiрбанк – 41,3 млрд тенге.
Полностью исключить риск дефолта невозможно
Аналитики уверены, что за счет передачи определенной доли активов ЕНПФ частным управляющим вкладчики выиграют.
«Инициатива Нацбанка по привлечению частных игроков, как минимум, приведет к возврату конкуренции. Инвестдоход зависит от многих факторов – ситуации на рынках, структуры принятого в управление портфеля и т.д. Но в целом уверен, что инвестдоход вырастет. У государственного управляющего слишком много соблазнов решать проблемы госбюджета и госпроектов за счет пенсионных активов. А это однозначно приведет к недополучению дохода ЕНПФ. В отношении частных управляющих звучали обвинения, что они ранее безответственно подходили к инвестированию. Несомненно, необходимо развивать законодательство в части контроля над инвестициями, профилактики неэффективных вложений и наказания за инвестиции в заведомо плохие бумаги. Тем более что мы собираемся развивать финансовый центр. Эту задачу нужно решать в любом случае, если мы хотим иметь современную финансовую систему», - подчеркивает Булат Бабенов.
Дамир Сейсебаев акцентирует, что доходность инвестпортфеля ЕНПФ будет зависеть от правил игры. «В частности, от того в какие инструменты будет разрешено инвестировать, а в какие нет. Если ограничить перечень финансовых инструментов до уровня первоклассных эмитентов, то на длительном отрезке можно получать среднюю доходность»,- подчеркнул аналитик.
В настоящее время у Нацбанка есть инвестиционная стратегия по управлению активами ЕНПФ, но, скорее всего, она будет корректироваться. «Инвестиционная политика фонда должна вырабатываться коллективно, частными управляющими и Нацбанком, с установлением четких лимитов по бумагам. Полностью исключить риск дефолта той или иной компании невозможно. Именно поэтому необходимо установить те лимиты инвестирования, которые бы позволяли минимизировать риски в плохие активы. Но и регулятор со своей стороны должен осуществлять контроль над прозрачностью деятельности эмитентов, их отчетностью. Конкуренция среди частных управляющих и их накопленный опыт должны улучшить доходность ЕНПФ. Доходность частных управляющих должна быть выше, чем у ЕНПФ. В этой ситуации управляющие компании будут осознавать, что они в любой момент могут лишиться привилегии в управлении, в случае слабых результатов. Считаю, что горизонт оценки деятельности таких компаний необходимо установить на уровне 2-3 лет»,- подчеркивает Айвар Байкенов.