План Нацбанка по снижению безналичных платежей оценивается иностранными и казахстанскими экспертами позитивно. Однако, как показывает опыт некоторых стран, важно не переходить грань между стимулированием безналичных операций и вовсе отказа от наличных, за которым могут последовать серьезные проблемы.
Напомним, ранее глава Нацбанка Кайрат Келимбетов отмечал, что 93% платежей в Казахстане являются наличными. «Это вопиющая ситуация при любой экономике, потому что все эти платежи вне налогообложения, в тени. Зачастую осуществляются и в долларах. Мы считаем, что здесь слегка нужно навести порядок», – отметил тогда председатель правления Нацбанка.
В борьбе с наличностью он предложил ввести запрет на покупку недвижимости и автотранспортных средств за наличный расчет.
«Мы считаем, что самые крупные покупки, которые мы осуществляем, покупки недвижимости, транспортных средств должны происходить в безналичном порядке. Прежде всего, должны происходить через определенные счета, и так мы увидим все платежи совместно с налоговыми органами», – заявил он.
На прошлой неделе эта история достигла своего пика, когда Комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана инициировал законодательные меры ограничений на снятие наличных денег для физических и юридических лиц с банковских счетов, сообщила тогда пресс-служба ведомства.
«Комитетом внесен ряд законодательных мер по вопросам внедрения ограничений на осуществление платежей в наличном порядке, установления лимита на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (для физических лиц – общая сумма полученной наличности не должна превышать 3 тыс. МРП в месяц, для юридических лиц – не более 10 тыс. МРП в месяц)», – говорится в сообщении, распространенном в ходе заседания, посвященного борьбе с теневой экономикой.
Следом прозвучало абсолютно противоположное мнение от Национального фонда развития финансовых услуг, согласно которому это нововведение преждевременное.
За разъяснениями данной ситуации «Капитал.kz» обратился к российскому финансисту и профессору РАНХиГС Константину Корищенко. По его мнению, стимулирование безналичных платежей – это правильная позиция с точки зрения усиления роли Центрального банка и национальной валюты. Наличные деньги, по его словам, часто сопровождают теневой оборот и прочие криминальные процессы. К тому же отказ от наличных средств, полагает он, связан с несколькими причинами: обеспечение собираемости налогов и наличие у наличных денег высоких издержек, связанных с обращением, эмиссией. Но, с другой стороны, уверен финансист, они являются универсальным средством, которое доступно любому человеку – необразованному и образованному, бедному и богатому. «Безналичные деньги далеко не всем доступны, у бедного человека не всегда есть доступ к компьютеру и интернету для проведения операции. И здесь возникают вопросы демократии и справедливости», – подчеркнул финансист.
С другой стороны, ограничение наличных средств – это не всегда хорошо, поделился мнением профессор РАНХиГС. В условиях, когда денежно-кредитная политика конкретной страны приходит к тому, что ставки снижаются до очень низкого уровня, как это сейчас наблюдается в США, Европе, Японии, рассказал Константин Корищенко, то соответствующая политика становится слабой и не может воздействовать на экономику. «Для того чтобы усилить эффект, государства могут прибегать к такой мере, как полное исключение наличных денег или, по крайней мере, существенное ограничение наличных денег в обороте. История говорит о том, что когда в некоторых странах были серьезные кризисы, прежде всего, Великая депрессия, тоже использовались подобные меры», – пояснил финансист.
«В своей статье РБК «Война с кэшем» я рассказывал о том, что некоторые страны уже перешли эту грань – чуть ли не до запретов. Здесь очень важно соблюсти этот баланс интересов, с одной стороны, люди и предприятия должны иметь возможность использовать наличную валюту и это не должно запрещаться, а с другой – должны быть предприняты всяческие меры, которые бы стимулировали их использовать безналичные обороты», – отметил финансист.
В качестве примера он привел скандинавские страны: Швецию, Финляндию, Данию, Норвегию, где очень активно используются электронные деньги уже больше 20 лет. «Там есть национальная культура, направленная на то, что все платежи должны быть в безналичной форме. С другой стороны, имеются южные страны, такие как Италия, Греция, Кипр, Испания, где люди привыкли к наличным деньгам. Это вопрос не только экономический, но и культурный, исторический, психологический», – добавил профессор РАНХиГС.
Однако, предостерег он, культуру безналичных платежей надо прививать, ее нельзя насаждать. «Есть пример крайних мер, как Сингапур, где очень многое вводилось через жестокие штрафы, серьезные наказания. Такие методы вряд ли подходят. Но и ждать, что люди добровольно откажутся от наличных денег, тоже не приходится. Поскольку, что бы там ни говорили, использование наличных денег – это один из способов обхода налогов, поэтому здесь необходим комплекс мер – стимулирующих и обязывающих», – отметил Константин Корищенко.