USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.46$
+0.150
BTC
64455.50$
-150.400

Посевная: топлива хватит на всех

Льготные цены и отсутствие дефицита на ГСМ – позитивный фактор для агросектора

Share
Share
Share
Tweet
Share
Посевная: топлива хватит на всех- Kapital.kz

Аграрии обеспечены горюче-смазочными материалами. Об этом в ходе недавней встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым сообщил министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков. Глава Минсельхоза сообщил, что весенне-полевые работы уже начаты в южных регионах страны, подготовка ведется в северных областях.

Ранее МСХ РК сообщало, что на проведение весенне-полевых работ в 2015 году потребуется 366 тысяч тонн дизтоплива. Стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ) на февраль-март утверждена на уровне 82 тысячи тенге за тонну (около 69 тенге за литр при рыночной цене 99 тенге за литр на АЗС, с учетом расходов операторов средняя цена дизтоплива для сельхозтоваропроизводителей в регионах составляет порядка 81 тенге за литр). На январь-март запланирована поставка 147 тысяч тонн дизтоплива. Операторы областей оплатили поступление 75 тысяч тонн солярки (51% от запланированного), поставщиками отгружено 65 тысяч тонн (44%).

Аграрии отмечают позитивный фактор – снижение цен на ГСМ, которые составляют значительную долю затрат. Так, по сравнению с прошлым годом горючее закупается по цене как минимум на 20 процентов ниже. Об этом говорят в СМИ и руководители сельскохозяйственных предприятий Костанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областей.

Реализаторы нефтепродуктов заявляют, что на фоне отсутствия финансирования сельхозтоваропроизводителей для обеспечения вывоза с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) дизельного топлива привлечены дополнительные мощности ответхранения, благодаря которым обеспечено целевое использование удешевленного дизельного топлива и облегчена доставка в регионы до конечного потребителя. Кроме того, поставка удешевленного дизельного топлива осуществляется по цене, ниже согласованной с Минэнерго и Минсельхозом, а в ряде случаев и с отсрочкой платежа. Что характерно, на ситуацию не повлиял 45-дневный конвенционный запрет на ввоз бензина и дизельного топлива из Российской Федерации, введенный 5 марта 2015 года.

Сейчас на рынке светлых нефтепродуктов реализуется топливо из хранилищ нефтебаз. К тому же ежедневно отечественные НПЗ вырабатывают 4,7 тысячи тонн бензина марки АИ-92 и 9,2 тысячи тонн дизеля. Между тем в период с 20 марта по 26 апреля 2015 года остановлен для проведения планового капитального ремонта Шымкентский НПЗ, который принадлежит и находится в управлении ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс». Но перед остановкой на капитальный ремонт в резервуарах НПЗ накоплены необходимые объемы социально значимых нефтепродуктов: порядка 87 700 тысяч тонн товарных нефтепродуктов, из них 31 900 тысяч тонн бензинов и 30 тысяч тонн дизельного топлива.

Кстати, ярко выраженную стабилизацию ситуации с поставками на рынок ГСМ, в частности топлива, можно связать с наметившейся централизацией бизнеса в нефтяной отрасли, особенно в сегменте реализации нефтепродуктов. Более того, крупные участники рынка ГСМ реально поддерживают политику руководства страны и правительства. Несмотря на снижение цен на нефть и соответственно маржинальной выгоды, трейдеры все же адекватно и положительно реагируют на все изменения рынка, обеспечивая, таким образом, стабильность в обществе.

В то же время ни в одной из отраслей экономики не наблюдается ощутимого снижения тарифов для потребителей: это касается и авиационных, и железнодорожных перевозок, электроэнергии и отопления. Цены на товары народного потребления также не были снижены. Хотя топливная составляющая занимает в любом бизнесе немалую долю.

Комментарий эксперта

Саид Елиев, инвестиционный аналитик:

– На мой взгляд, на сегодня ситуация с ГСМ в стране совершенно стабильная. В частности, это произошло по причине девальвации рубля в конце прошлого и начале этого года. В результате в страну было завезено около 350 тысяч тонн бензина и около 450 тысяч тонн дизтоплива. Это привело к заполнению всех нефтебаз. Именно поэтому и был введен конвенционный запрет на ввоз железнодорожным транспортом. Одновременно с этим СМИ сообщают, что все три наших завода работают на установленную мощность. С учетом, конечно, планового останова Шымкентского НПЗ на ремонт весной этого года.

Поставка импортного топлива – мера для внутриказахстанского рынка вынужденная и, безусловно, до окончания модернизации НПЗ РК необходимая, но только при соблюдении баланса производства и потребления нефтепродуктов производства казахстанских НПЗ. Но надо понимать, что дефицита, скорее всего, уже через пару лет просто не будет. Ведь все три завода завершают модернизацию к 2017 году. Так что у нас будет уже избыток производства как высокооктановых автобензинов, так дизтоплива и авиатоплива при полностью загруженных заводах.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.