За месяц совокупная доля кредитов с просрочкой платежей более 90 дней не изменилась и по-прежнему остается высокой – 23,5%. Ситуация с розничными заемщиками выглядит еще менее радужно. Несмотря на то что доля просрочки физических лиц в розничном портфеле за месяц практически не изменилась и не превышает 9,9%, объем плохих займов вырос на 2%. Для сравнения, если на начало января объем просроченных кредитов не превышал 388,7 млрд тенге, то на начало февраля – 396,8 млрд тенге. Не исключено, что часть заемщиков вышла на просрочку из-за того, что не смогла соотнести свои возможности с долговой нагрузкой. Одна из главных причин такого тренда – низкий уровень финансовой грамотности. «В школах и высших учебных заведениях не учат грамотно планировать свой бюджет и распределять его на определенные цели. Людям нужны деньги, но спланировать, как их отдавать, они не могут – у них нет такого навыка. Между тем навыкам по эффективному накоплению и приумножению средств можно научиться», - отметили в ДБ «Банк Хоум Кредит».
Нехватку финансовых знаний у казахстанцев подтверждают и в ТОО «Первое кредитное бюро. «Финансовая грамотность населения находится на очень низком уровне. Около 80% казахстанцев плохо представляют, чем занимается кредитное бюро. Например, к нам обращался заемщик, который просрочил свой кредит всего на несколько дней из-за того, что у него не было возможности вовремя внести платеж по кредиту из-за командировки. Позже он закрыл свой кредит досрочно. После этого случая заемщик обратился за кредитом в один из банков, но ему отказали. Заемщик не понимает, почему за просрочку всего в несколько дней другие банки не хотят предоставлять ему заем. И политика банков обоснована: заемщик нарушил финансовую дисциплину, и банк не хочет брать на себя риски невозврата. В таких случаях мы советуем клиентам предоставить в банк документы, подтверждающие информацию, что заемщик находился за пределами страны и не имел возможности внести кредитный платеж в срок», - отметила директор департамента по работе с субъектами ТОО «Первое кредитное бюро» Ольга Шахова.
Она поделилась, что зачастую заемщики обращаются в кредитное бюро, для того чтобы их убрали из черных списков неблагонадежных клиентов. «Таких списков у нас нет. От заемщиков поступают обращения с просьбой очистить их кредитную историю, так как, по их мнению, история должна обнуляться по истечении 3-4 лет. Но это мнение ошибочно. Кредитная история хранится в кредитном бюро в течение 10 лет с даты ее последнего обновления», - акцентировала Ольга Шахова.
Банк Хоум Кредит решил принять активное участие в ликвидации пробелов финансовой грамотности, запустив масштабную обучающую программу по всему Казахстану. Данной программой были охвачены все регионы республики, как, впрочем, и все 10 стран, где представлена группа Хоум Кредит. Только за 2014 год банком было проведено более 600 дней открытых дверей и более 100 открытых семинаров по финансовой грамотности для всех желающих.
«В целом наши мероприятия в Казахстане посетили более 8 тыс. человек. По результатам анкетирования среди населения РК по проекту «Финансовая грамотность» все опрошенные считают, что умение ориентироваться в финансовых услугах и продуктах является важным навыком в современной жизни. Однако большинство опрошенных считают, что информация, которую предоставляют банки, сложная для понимания и тем более практического использования. Поэтому одним из стратегически важных проектов для нашего банка является проект по повышению уровня финансовой грамотности. Банк выбрал ориентир, основанный на том, чтобы быть понятным и доступным для всех наших клиентов. Во многих странах мира наши клиенты впервые обращаются именно в наш банк», - пояснили в банке.
Отдельно стоит подчеркнуть, что одним из важных направлений программы является повышение финансовой грамотности детей. «В 2015 году мы собираемся запустить программу обучения финансовой грамотности для детей. Первый шаг уже был сделан – банком в июле 2014 года на казахском и русском языках была издана книга «Дети и Деньги». Сегодня она пользуется большой популярностью и в России, и в Республике Беларусь, и в Китае – во всех этих странах она была адаптирована под экономическую систему страны», - отметили в ДБ «Банк Хоум Кредит».
День открытых дверей и семинар банка проходят в необычной форме. Например, мероприятие 28.02.2015 проходило с участием Первого кредитного бюро. Клиенты адресовали свои вопросы напрямую топ-менеджменту банка, а также смогли получить свою кредитную историю и проконсультироваться по поводу ее улучшения. Член правления по инновации и техническому развитию ДБ «Банка Хоум Кредит» Валерий Цой поделился, что большинство вопросов от гостей семинара касались кредитов.
«Часто на дни открытых дверей приходили люди, которые сетовали на то, банк не выдает кредит из-за ошибки в кредитной истории. Но это не совсем так. Например, один из заемщиков был недоволен тем, что он не может получить кредит, потому что ранее у него возникла незначительная просрочка по займу – около 700 тенге. Несмотря на то что этот заемщик закрыл кредит досрочно, в один из месяцев платеж по кредиту не был внесен вовремя. По словам заемщика, он не придал значения тому, что ему осталось погасить лишь незначительную сумму. В итоге после закрытия кредита заемщик обратился в другой банк и не может получить новый кредит. Теперь он обвиняет банк, где он ранее просрочил кредит, в том, что банк испортил его кредитную историю», - поясняет Валерий Цой.
Между тем, по словам банкира, даже небольшая сумма является критичной, для того чтобы кредитная история была испорчена. «Банк по законодательству обязан предоставлять всю информацию по выданным кредитам в кредитное бюро. И это не зависит от размера просрочки. Но каждый случай с заемщиком необходимо рассматривать в индивидуальном порядке», - подчеркнули в ДБ «Банк Хоум Кредит».
В беседе Валерий Цой отметил, что зачастую клиенты банка не знают, как начисляются проценты на депозит при его капитализации. В феврале 2015 года в банке была запущена новая рекламная кампания по продвижению вкладов – «Простой депозит для простых людей». Банк продолжает соблюдать концепцию «Люди в фокусе». «Необходимость внедрения простых продуктов подсказало исследование. В процессе исследования клиенты подчеркнули, что они не понимают условия, терминологию и процедуры оформления различных банковских продуктов. Мы услышали простых людей и подготовили простое решение. Все коммуникации банка стали больше ориентированы на упрощение продуктов и упрощение методики их продаж», - поделился банкир.
В фининституте отметили, что программа по повышению финансовой грамотности уже показывает эффект.
«После семинара люди находят ответы на свои вопросы, учатся не только разбираться в продуктах банка, но и грамотно управлять семейным бюджетом. Семинары полезны тем, что с клиентами можно наладить более тесный диалог и объяснить им, почему у них появилась та или иная проблема. Например, из пяти клиентов, с которыми удалось пообщаться во время дней открытых дверей, двое остались довольны, даже не получив обещания банка о списании задолженности по займам. Они просто получили разъяснения и поняли ситуацию», - сообщил Валерий Цой.
Уже видны первые результаты и по вкладам. «Люди, которые приходят к нам на семинар, начинают открывать депозиты. Хотя сумма первоначального взноса по депозиту может не превышать 1 тыс. тенге, но желающих открыть такие вклады становится все больше, раньше они никогда не задумывались о планировании бюджета и сбережениях. 14% казахстанцев, посетивших семинар, открывают вклады в тот же день», - сообщили в ДБ «Банк Хоум Кредит».
В дальнейшем банк намерен продолжать реализовывать программу по повышению финансовой грамотности для взрослых и детей, используя различные активности: дни открытых дверей, семинары, выпуск брошюр и обучающих книг, а также готовит большую программу факультативных занятий для школьников.