Необходимо обеспечить гарантии по долгосрочным тенговым депозитам, если девальвация составит более 6% в год. Такое мнение на встрече с журналистами выразил экс-советник главы Нацбанка, глава Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По мнению экономиста, когда государство планирует дедолларизировать экономику и укрепить доверие к тенге среди частного сектора и среди населения, именно государство в первую очередь должно продемонстрировать доверие к тенге.
«Есть 2 инструмента, которые помогут укрепить доверие к тенге. Первый – предоставление гарантий по тенговым вкладам и концентрация госсредств на счетах в тенговом эквиваленте. С октября по декабрь 2014 года около 50-70% лишнего спроса на валюту было именно со стороны нацкомпаний, госсектора. Если госсектор переложится из долларов в тенге, это будет сигналом для частного рынка», - считает Олжас Худайбергенов.
«Есть множество способов, которые помогут восстановить доверие к тенге. Самая адекватная мера на сегодняшний момент – это предоставление гарантий по тенговым депозитам, которые размещены сроком более чем на 1 год. Гарантия по вкладам должна действовать в случае, если девальвация составит более чем 6% в год. То есть если девальвация будет чуть больше 6% в год, то государство должно будет компенсировать курсовую разницу, все потери по вкладу. Если девальвация тенге составит менее 6%, то потери по депозиту восстановятся через процентную ставку. По тенге процентная ставка будет больше, чем по долларам, и она перекроет вот эти 6%. Эта мера также позволит государству постепенно, в течение 5-6 лет, проводить 6%-ную девальвацию. А если, допустим, ситуация улучшится и цены на нефть через 3-4 года поднимутся, то тенге можно будет не ослаблять ежегодно», - подчеркнул Олжас Худайбергенов.
Экономист аргументировал, какая из мер поможет провести предсказуемую валютную политику. «Если говорить об обозначенных ранее 6%, 6% от 184 (курс доллара к тенге. – Kapital.kz) – это 11 тенге. Можно сделать так, чтобы тенге постепенно обесценивался примерно со скоростью 1 тенге в месяц. Но, чтобы этого достичь, помимо гарантий по тенговым вкладам необходимо ввести плавающий ежемесячный валютный коридор, скажем, +1/-3 тенге. То есть тенге в течение месяца не может обесцениться более чем на 1 тенге. Это позволит проводить предсказуемую валютную политику», - считает Олжас Худайбергенов.
Худайбергенов также предлагает перевести валютные кредиты в тенговые. «Необходимо, чтобы ипотечные и потребительские валютные кредиты были рефинансированы и переведены в тенге по текущему курсу. И это может сделать непосредственно Нацбанк, без какой-либо помощи со стороны бюджета – нагрузки на бюджет не будет. Нацбанк при этом еще и заработает, потому что есть процентная ставка по ипотечным валютным кредитам. Так, ипотека – это долгосрочные кредиты и набольшая часть таких займов была получена до февраля 2009 года и до февраля 2014 года. Фактически валютные ипотечные заемщики пострадали два раза. Считаю, что банки могут кредитовать в валюте только тех заемщиков, которые получают валютную выручку. То есть валютный доход у валютного заемщика должен быть в каждом из последних 24 месяцев», - акцентирует экономист.