Национальный банк Казахстана не отвечает за достоверность рекламы онлайн кредитов. Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили в пресс-службе Нацбанка.
В последнее время в Казахстане помимо банковских кредитов и микрокредитов появился еще одни вид займов – онлайн кредиты. Согласно информации, размещенной на сайтах в сети интернет, такие онлайн кредиты предоставляются клиентам в течение 15 минут, без залога, без комиссий, без очередей, без физического присутствия клиента, с минимальным объемом информации о клиенте.
Национальный банк просит обратить внимание на несколько факторов. К примеру, годовая ставка вознаграждения по таким онлайн кредитам в отдельных случаях составляет 700%, с учетом штрафных санкций эффективная ставка может превысить 900%.
Кроме этого, имеются требования по выплате неустойки. За отказ от пользования кредитом начинают действовать штрафные санкции. Размер штрафных санкций и комиссий законодательно не лимитированы.
Вместе с тем, такие инструменты защиты прав заемщиков как соблюдение предельной величины годовой эффективной ставки вознаграждения по займу (микрокредиту) в размере 56%, предельного размера неустойки в случае невозврата займа в срок, требования по оценке платежеспособности заемщика, требования к содержанию договора и информированию клиента обо всех условиях кредитования не распространяются на заемщиков данных организаций.
Национальный банк не регулирует деятельность этих организаций. В этой связи, достоверность размещаемой рекламы, полнота информации об условиях кредитования Нацбанком не проверяется.
Эти организации не обязаны раскрывать сведения о текущей задолженности, начисленных процентах и долге заемщика, что ограничивает граждан в своих правах по получению полной и достоверной информации о своих обязательствах.
Договоры по таким онлайн кредитам не являются договорами банковского займа. Поэтому Банковский омбудсман не рассматривает жалобы заемщиков, получивших кредиты через данные организации.