Общая потребность рынка в POS-терминалах в Казахстане составляет 160 тыс. POS-терминалов. В настоящее время по данным Нацбанка РК предприниматели используют лишь 46 тыс. терминалов, 114 тыс. POS-терминалов требуется установить. Об этом на круглом столе «Бизнес модель провайдера платежных услуг для банков и торговых точек» заявил глава представительства TRSYS в Казахстане Серикжан Урумбаев, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
По словам Урумбаева, банки пока не в состоянии обеспечить всех предпринимателей POS-терминалами, которые испытывают в этом потребность. «Совокупный спрос банков совместно с «Казкоммерцбанком» и «Народным банком», которые больше всего покупают POS-терминалов, не превышает 18 тыс. терминалов в год», - проинформировал он.
Как отмечает собеседник, сделав расчеты можно сделать вывод, что банки не смогут восполнить спрос со стороны предпринимателей по терминалам даже в течение двух лет. К слову, недавно сроки установки POS-терминалов были отодвинуты, но не для всех. Согласно изменениям, внесенным в Закон РК «О платежах и переводах денег», сроки обязательного использования POS-терминалов для предпринимателей, работающих по специальному режиму и осуществляющих деятельность в Астане, Алматы, а также городах областного значения, перенесены на 1 января 2016 года.
А те, кто работает по этому режиму в остальных городах, а также в сельской местности могут устанавливать POS-терминалы на добровольных началах. Вместе с тем, предприниматели, применяющие общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов, не освобождаются от обязательной установки POS-терминалов, вне зависимости от места осуществления деятельности.
Также Урумбаев подчеркнул, что инициатива государства по обязательной установке POS-терминалов для предпринимателей, дала толчок к усилению конкуренции между казахстанскими банками. «Тем более, что в этом году свою роль в конкуренции сыграет объединение банков. Возможно появление трех крупнейших эквайринговых сетей, которые будут сформированы за счет объединения «Казкоммерцбанка» и «БТА Банка», «Народного банка и HSBC, «Альянс банка» и «Темiрбанка», - уточнил Урумбаев.
Низкое проникновение банковских карт в Казахстане отмечает глава представительства VeriFone в России и СНГ Евгений Покровский. «По последним данным Нацбанка РК в Казахстане на 1 тыс. человек приходится лишь 3 POS-терминала, в Китае ситуация такая же. Поэтому можно сказать, что казахстанский рынок достаточно большой и будет расти», - сообщил Покровский.
Согласно информации собеседника, которая была получена на основе данных регуляторов, в США на 1 тыс. человек приходится 34 POS-терминала, в Австралии – свыше 31 терминала, в Испании – 30, в Турции – 27, в Италии – 24, в Великобритании – 21, в Канаде – 20, в Бразилии – свыше 17, во Франции – около 17, в ЮАР – 14, в Германии – 11, в Мексике – около 5.
Покровский обратил внимание, что постепенно наблюдается такая тенденция, что для покупателя предприятие имеющее POS-терминал, становится более солидным.
«На прошлой неделе я получил письмо от компании, которой нужно было установить 4 POS-терминала. Предприниматели обращались с предложением купить у нас терминал, сетуя на то, что при аренде терминала уже третий по счету банк изымает у них устройство из-за небольшого безналичного оборота, проходящего через терминал. Как выяснилось, это юридическая организация, в которой количество безналичных транзакций незначительно: 1-2 платежа. По расчетам этой компании, при покупке POS-терминала он может окупиться лишь через 3 года, в тоже время они привели аргумент в пользу установки терминала. Они пояснили, что если к ним обратиться клиент, то он будут понимать что их юридическая компания солидное предприятие и что они принимают карточки и не направляют клиентов обналичивать средства в соседний банкомат», - поделился Покровский.
По его словам, тенденции, которые наблюдаются на рынке безналичных платежей в России, могут быть и в Казахстане.
«Московские таксисты уже начинают искать точки, где можно купить POS-терминалы, потому что объем карточек и уровень грамотности людей повышается. То, что происходит в Москве, наверняка, в ближайшее время будет происходить в Алматы и в Астане. Вскоре в Казахстане покупатели начнут понимать, что карточки это не только инструмент, по которому необходимо платить определенные комиссии банку, но это также средство, которое делает в глазах продавца потенциального покупателя более солидным», - считает Покровский.